База данных пдн

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы | Rusbase

База данных пдн

Александр Оводов, основатель Ovodov Cybersecurityh, рассказывает, как будут регулировать использование персональных данных в 2021 году и что компаниям обязательно нужно учесть.

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы Дарья Мызникова

С учетом активного перехода компаний в цифру и на удаленную работу, вероятность утечки или хищения персональных данных (ПДн) возрастает, возрастают и репутационные риски и риски внеплановых проверок Роскомнадзора, прокуратуры и ФСБ.

С момента принятия 152-ФЗ «О персональных данных» правительство и Роскомнадзор не раз задавались вопросом — как повысить ответственность операторов ПДн за утечки?

Причина тому — ежегодный рост утечек ПДн граждан. Способов использования похищенных данных достаточно много, от банальных рассылок спама до продуманных схем социальной инженерии. Вот наиболее частые:

  • Распространение вирусов и вредоносного ПО через рассылки спама на почту, мессенджеры, соцсети людей, чьи данные были похищены.
  • Кража аккаунтов в социальных сетях в целях шантажа, компрометация публичных личностей.
  • Проникновение в сеть организаций для хищения ценной информации (клиентская база, ноу-хау, заявки от клиентов) или же шифрования серверов и ПК сотрудников в целях вымогательства денег.
  • Предложения о покупке сомнительных лекарств и непроверенных способов лечения на основе полученных медицинских данных.
  • Склонение людей к противоправным действиям, пользуясь их слабостями.
  • Деяния уголовных элементов, сексуальных маньяков, продавцов наркотиков в отношении детей.
  • Социальная инженерия. Мошенники часто представляются сотрудниками банков и манипулируют людьми с целью получения денежных средств или сообщения информации, которая позволит им получить доступ к банковским счетам и картам.

По данным отчета Центрального банка, за первые шесть месяцев 2020 года было зафиксировано более 300 тысяч несанкционированных операций со средствами граждан, совершенных без их согласия. Их объем составил порядка 4 млрд рублей. Это на 39% больше того же периода 2019 года. 

Ежегодный рост утечек ПДн налицо. Законодатели призывают к ответственности путем повышения штрафов, увеличения числа проверок для того, чтобы компании принимали меры по обеспечению безопасности обрабатываемых ими ПДн. 

Unsplash

Основным документом, определяющим порядок ответственности и штрафов за административные нарушения, является КоАП — Кодекс об административных правонарушениях.

Последнее принятое изменение в КоАП ужесточило ответственность за нарушение требований по локализации ПДн: теперь серверы с данными российских пользователей должны находиться на территории России.

С декабря 2019 года первичный штраф для организаций, нарушивших это требование, составляет от 1 до 6 млн рублей, за повторный — от 6 до 18 миллионов. Вспомним о назначении штрафа в размере 4 млн рублей за отказ о переносе серверов в Россию.

Изменения в российском законодательстве, которые нас ждут

Сейчас Госдума совместно с Правительством готовит не просто поправки в КоАП, а принятие нового кодекса. В части про персональные данные нас ждут два изменения.

Изменение №1

Появляется новое основание, за несоблюдение которого могут оштрафовать (раньше за это не наказывали рублем). Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности ПДн влечет наложение штрафа:

  • на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 40 до 100 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 100 до 300 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.

Организация, физическое или юрлицо, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПДн без согласия владельца ПДн, если это не предусмотрено федеральным законом.

Любая передача ПДн (распространение, предоставление, доступ) является незаконной без согласия владельца ПДн и является нарушением конфиденциальности его ПДн.

Если ПДн сотрудников были переданы без их письменного согласия, то во-первых, это противозаконно, а во-вторых, за подобные действия будут штрафовать.

Вот типовые ситуации, которые будут подпадать под данную статью:

1. Передача ПДн работников третьим лицам:

  • в банк для целей выплаты заработной платы и иных материальных выплат, а также перечисления подотчетных средств;
  • в охранное предприятие в целях взаимодействия и реагирования;
  • в медицинские организации в целях проведения медицинских осмотров;
  • в страховые компании по договорам добровольного медицинского страхования;
  • в образовательные организации в объеме превышающем требования закона об образовании;
  • в целях организации командировок и участия в выставках;
  • в других целях, напрямую не связанных с должностными обязанностями сотрудника.

2. Передача ПДн клиентов, представителей клиентов, поставщиков, партнеров третьим лицам в целях:

  • организации мероприятий, маркетинговых акций, рекламы; 
  • размещения отзывов, рекламных акций на сайте компании и других общедоступных источниках;
  • сбор персональных данных через онлайн-каналы (мессенджеры, социальные сети, формы обратной связи на сайте, онлайн-консультанты) без применения средств защиты, обеспечивающих их конфиденциальность при передаче через интернет.

3. Получение ПДн без подтверждения наличия согласия от человека или иных законных оснований у передающей стороны.

4. Предоставление доступа к ПДН внутри организации сотрудникам без должного документального оформления (должностные обязанности и/или локальные нормативные акты).

Изменение №2

Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.

По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека. 

В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.

Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.

Unsplash

Что делать в 2021 году

Новый КоАП еще не принят, но вектор внимания уже определен. Для того чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, необходимо в 2021 году провести оценку соответствия процессов обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.

Проводить ее необходимо не реже, чем раз в три года. Это установлено законом.

Компания должна выполнить следующее:

  • Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных.  К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
  • Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
  • Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
  • Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным.  Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
  • Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
  • Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
  • Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных.  Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
  • Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
  • Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
  • Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже?  Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
  •  Составить годовой план и реализовать его.  Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.

Два пути

Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:

  • делать все самостоятельно (силами организации);
  • доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.

Фото на обложке: Shutterstock/Trismegist san

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/personal-data-2021/

Сбор персональных данных и подготовка документации для их обработки: как избежать типовых нарушений Закона № 152-ФЗ?

База данных пдн

Павел Новожилов

Руководитель группы консалтинга Центра информационной безопасности компании “Инфосистемы Джет”

специально для ГАРАНТ.РУ

Последние несколько лет по всему миру наблюдается тенденция к увеличению штрафных санкций за несоответствие требованиям законодательства в области обработки и защиты персональных данных.

Например, с 2 декабря 2019 года в России был введен один из самых крупных штрафов в этой сфере – за нарушение требований к локализации баз данных при первичном сборе персональных данных (ч. 8-9 ст. 13.11 КоАП). Его размеры для компаний варьируются от 1 млн до 6 млн руб. за первое нарушение и от 6 млн до 18 млн руб. при повторном.

Существенно возросли штрафы и в Евросоюзе, где последние два года действует Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который пришел на смену ранее принятой директиве о защите данных. Так, согласно статистике, опубликованной на сайте www.itpro.co.

uk, общая сумма штрафов для компаний, работающих на территории ЕС, за несоответствия требованиям GDPR с начала года составила 68 млн евро. Более 66% этой суммы пришлось на компании из Италии, где было зафиксировано 13 случаев нарушения регламента.

Неудивительно, что вопросы выполнения требований в части обработки и защиты персональных данных неизменно остаются одними из самых важных для компаний. В колонке я выделю ключевые нарушения, которые допускаются при обработке персональных данных в России, и поделюсь рекомендациями, как их избежать.


Что нужно знать о сборе персональных данных, чтобы не нарушить закон?

Как правило, основанием для обработки персональных данных служит либо требование законодательства РФ, либо согласие на обработку персональных данных.

Как показывают результаты последних проверок Роскомнадзора – основного регулятора в области защиты персональных данных в России, одной из распространенных ошибок компаний является неправильная организация сбора данных.

Обычно проверяющие в этой области чаще всего фиксируют следующие типовые нарушения:

  • компании не всегда собирают все необходимые согласия на обработку персональных данных у субъектов персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных не соответствует заявленной цели обработки;
  • форма согласия не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ).

До начала сбора персональных данных в организации важно определиться с целью их обработки: именно от этого будет зависеть весь процесс обработки персональных данных. Далее для выбранной цели определяется объем собираемых данных и срок их обработки. С решением последнего вопроса поможет Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г.

№ 236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения”. Если же в нем не удастся найти необходимые документы, организация может определить срок обработки самостоятельно.

Самое важное мероприятие в организации сбора данных – это основание их обработки. Если объем персональных данных соответствует требованиям законодательства, в большинстве случаев получать дополнительное согласие не придется.

Исключение составляют передача данных сторонним организациям, сбор дополнительных контактных данных для проведения маркетинговых мероприятий и другие случаи, оговоренные в нормативных актах.

Если же объем персональных данных не соответствует требованиям законодательства РФ, необходимо получить согласие на обработку данных.

Существует несколько форм согласий: конклюдентное, письменное и иные (в форме галочки, по телефону и т. д.). Самый строгий тип согласия – в письменной форме, в законодательстве даже прописаны все случаи, когда их нужно получать.

Среди них, например, обработка биометрических данных (подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ), специальных категорий персональных данных (п. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ) и т. п.

Если же задача организации не попадает в список особых случаев, можно использовать согласие в другой форме.

По моему опыту сопровождения проверок, у каждой формы согласия есть свои плюсы и минусы: 

Конклюдентное согласиеСогласие в письменной формеИные формы согласия
+Легко получить (за исключением случаев, когда нужно согласие в письменной форме)При разработке и получении формы согласия по требованиям законодательства РФ регулятору не требуются дополнительные доказательстваКак правило, допускается Роскомнадзором, что подтверждается проверками ведомства (за исключением случаев, когда необходимо согласие в письменной форме)
Не предусматривает каких-либо подтверждений получения. Ввиду отсутствия подтверждений может рассматриваться Роскомнадзором как нарушение требований Закона № 152-ФЗФорма согласия должна соответствовать требованиям ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗДля каждой цели нужно получать отдельное согласие, т.к. в ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ “цель” указана в единственном числеТребуется сохранять подтверждение получения (например, лог-файл на сайте или запись телефонного звонка в случае обработки персональных данных) и доказывать факт наличия согласия при возникновении инцидента. Данные подтверждения могут храниться в течение длительного периодаПредставители Роскомнадзора, как правило, рекомендуют учитывать требования ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ

На что еще важно обратить внимание до сбора персональных данных?

  1. В случаях, не установленных законодательством РФ, необходимо получать согласие на передачу данных сторонним организациям. Оно может быть как отдельным, так и встроенным в общее (за исключением случаев, когда требуется согласие в письменной форме).

  2. Когда организация получает данные не напрямую от самого субъекта, нужно либо направить ему уведомление об этом (оно должно соответствовать п. 3 ст. 18 Закона № 152-ФЗ), либо запросить у него согласие на обработку персональных данных. Способ уведомления при этом определяется организацией-оператором обработки данных.

    Например, это может быть письмо по электронной почте или SMS-сообщение.

  3. При сборе данных нужно использовать базу данных, размещенную на территории РФ.

Подготовка к сбору персональных данных – один из важнейших этапов выстраивания процесса их обработки, а его правильная организация поможет избежать достаточно большого количества ошибок и, как следствие, штрафных санкций со стороны регулятора.


О чем всегда забывают при подготовке документации?

Еще один широко распространенный и не менее важный вид нарушений связан с документацией в области обработки персональных данных.

Дело в том, что для полного соответствия требованиям Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов организациям нужно иметь огромное количество документов, в иерархии которых не просто разобраться.

Как показывают результаты проверок Роскомнадзора, компании допускают три основных нарушения в этой области:

  • отсутствует большая часть необходимой документации;
  • документация не актуализируется на постоянной основе (например, при изменениях процессов обработки персональных данных);
  • не заполняются типовые формы документов (перечни, журналы и др.) в соответствии с внутренней документацией организации.

Как же сформировать полный комплект документов, чтобы пройти проверку без нареканий со стороны представителей регулятора? Работа с персональными данными в любой организации начинается с верхнеуровневого документа, определяющего общие требования, то есть политики. При ее разработке полезно изучить рекомендации Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2017 г.

Среди документов второго уровня в иерархии можно выделить следующие:

  1. Положение об обработке персональных данных. Его можно разработать как отдельно для работников и остальных субъектов данных, так и в виде единого документа. Я рекомендую выбирать второй вариант и не забывать, что с документом нужно ознакомить каждого работника под подпись;
  2. Регламент обработки обращений от субъектов персональных данных / Роскомнадзора;
  3. Регламент проведения внутренних проверок в части соблюдения требований Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов в области обработки персональных данных;
  4. Методика оценки вреда субъектам персональных данных. По моей практике, компании крайне редко разрабатывают этот документ, хотя он необходим для успешного прохождения проверки Роскомнадзора;
  5. Иные документы.

Для наглядности иерархическая структура необходимых документов представлена на схеме:

Рис. Иерархическая верхнеуровневая схема документов оператора персональных данных

Список внушительный, не говоря о том, что в этой колонке я не рассматриваю документы по защите персональных данных по требованиям ФСТЭК и ФСБ России. Но и это еще не все: организациям, в которых планируется проверка Роскомнадзора, также следует обратить внимание на подготовку справок по различным вопросам.

Например, это может быть информация по обработке данных уволенных работников, справка об обработке биометрических данных и не только. Например, в моей практике был случай, когда компании пришлось подготовить суммарно порядка 200 справок по разным вопросам обработки персональных данных.

Так что этот вопрос лучше продумать заранее.


***

При сборе персональных данных важно правильно организовать процесс с самого начала, чтобы в ходе проверок избежать предписаний от Роскомнадзора за такие распространенные нарушения, как отсутствие согласия на форме обратной связи или отсутствие всплывающего баннера в случаях, когда компания использует cookie-файлы посетителей сайта. В настоящий момент планируются изменения в Закон № 152-ФЗ, которые прояснят многие неоднозначные моменты в нормативных требованиях к защите персональных данных. Например, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект1, разрешающий получать одно согласие в письменной форме сразу для нескольких целей обработки персональных данных, что не предусмотрено положениями действующего закона. Кроме того, Роскомнадзор планирует разработать методические рекомендации по обезличиванию данных для коммерческих компаний. Сегодня подобный документ действует только для государственных организаций, что вызывает большое количество вопросов со стороны бизнеса. Тем не менее важно понимать, что даже в случае принятия этих поправок к положениям Закона № 152-ФЗ останется немало открытых вопросов, что требует уделять повышенное внимание к выстраиванию процессов обработки Пдн.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 992331-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

защита персональных данных, информационная безопасность, информационные технологии, ИП, общественная безопасность, практические ситуации, проверка документов, проверки организаций и ИП, физлица, юрлица, Роскомнадзор, ФСБ России, ФСТЭК России, Павел Новожилов

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/novozhilov/1412855/

152-ФЗ. ЦОДы, базы данных и уведомления о них

База данных пдн

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон 152-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ, уведомление, направляемое в Роскомнадзор должно содержать: 10.

1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
До недавнего времени данное требование не дублировалось ни в Административном регламенте Роскомнадзора, ни в формах соответствующих Уведомлений (их две — для подачи в бумажном и в электронном виде — и как ни странно они различны). Но поскольку закон-есть-закон (изменения 152-ФЗ, требующие указывать местонахождение БД с ПДн вступили в силу этим летом), то логично, что Роскомнадзор требовал с операторов указывать эти данные в уведомлении. И естественно это вызывало трудности у операторов, поскольку на вопрос что и где нужно указывать ответить никто не мог.

Но все меняется и Минсвязи выпустило Приказ от 28 августа 2015 г. N 315 (ссылки в pdf, текстовом виде).

Согласно Приказу вносятся изменения в Административный регламент — пункты 46 (данные, вносимые в реестр) и 54 (данные, указываемые в Уведомлении) дополняются следующим: Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.
Соответственно меняется и форма Уведомления (она приведена в приложении к Приказу). И вот тут начинается интересное. Напомним, что согласно текущей редакции 152-ФЗ: 3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения: Уведомление должно содержать следующие сведения: 1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора; 2) цель обработки персональных данных; 3) категории персональных данных; 4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются; 5) правовое основание обработки персональных данных; 6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств; 7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты; 8) дата начала обработки персональных данных; 9) срок или условие прекращения обработки персональных данных; 10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки; 10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации; То есть Уведомление:

  1. может направляться либо в бумажном, либо в электронном виде;
  2. закон не делает разницы по составу предоставляемой информации между обоими вариантами.

И если мы посмотрим на бумажную форму Уведомления, то добавился абзац, в котором нужно указать страну, адрес местонахождения базы данных, наименование информационной системы (базы данных). Кстати, если посмотреть в текст 152-ФЗ, то информационная система персональных данных это: совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Даже не говоря о том, что персональные данные могут быть не только в составе баз данных — баз данных может быть множество (и это логично), но вот указать согласно форме уведомления нужно одну. Почему так? Загадко. Но перейдем к электронной форме Уведомления. После трансграничной передачи данных идет раздел, описывающий сведения о базе данных. Но это по заголовку. А по тексту требуется описать адрес ЦОДа! Сразу вопрос — все перешли в облака? Что писать, если ЦОД не используется? Заполним форму Несмотря на предложение выбрать из справочника — никакого справочника нет. Данные вводятся вручную Если не указать явно, что используется собственный ЦОД, то появляется запрос на указание данных о владельце ЦОДа: Естественно ничего подобного по Административному регламенту не требуется: 46. В Реестр вносятся следующие сведения: 46.1. Регистрационный номер. 46.2. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора. 46.3. Адреса филиалов (представительств) Оператора (при наличии). 46.4. Дата направления Уведомления. 46.5. Цель обработки персональных данных. 46.6. Категории персональных данных. 46.7. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются. 46.8. Правовое основание обработки персональных данных. 46.9. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных. 46.10. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств. 46.11. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты. 46.12. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки. 46.12.1. Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации 46.13. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации. 46.14. Дата начала обработки персональных данных. 46.15. Срок или условие прекращения обработки персональных данных. Еще одно отличие электронной формы от бумажной — возможность (необходимость?) указания всех баз данных (ЦОДов в формулировке электронного Уведомления), которые есть в организации. Ни в вышеупомянутом Приказе (и в утвержденной им формой уведомления), ни в законе подобного требования нет.

Помимо общей информации, требуемой в бумажной форме, здесь нужно указывать куда больше сведений и каждой базе данных — причем согласно форме одна база соответствует одной ИС Требуется ли в связи со вступлением в силу этих уведомлений направлять уведомление? Согласно Закону: 7. В случае изменения сведений (ранее поданных в Роскомнадзор)… а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.
То есть Закон четко говорит, что уведомлять не нужно. Согласно закону по новой форме нужно подавать данные только тем операторам, которые будут отправлять свое первое уведомление после 1-го декабря 2015-го года (дата вступления в силу изменений в Уведомлении) или на крайний случай и тем, кто отправляет уведомления после вступления в силу изменений в Законе.

Но это формально. По факту традиционно все будет решаться позицией на местах — и прецеденты уже имеются.

Начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Жданов А.П. прямо и четко сказал, что они (это управление и отдел в частности) считают, что ч. 7 ст. 22 152-ФЗ распространяется и на ситуацию с добавление в ч. 3 ст 22 новый пунктов вообще и расположении БД в частности. Т.е. они при проверках будут считать нарушение не подачу Информационного письма о внесении изменений…
И последнее. О собственно базах данных. Что это такое — определения нет. Но есть позиция Роскомнадзора

(подробнее тут). То есть под понятие базы данных попадет любой упорядоченный список данных — хоть в текстовом файле. Соответственно заполняя электронное уведомление нужно указать все места расположения всех упорядоченных массивов информации. Для всех офисов, ЦОДов и субподрядчиков. Благо пока не требуют указывать адреса личных (BYOD!) и домашних компьютеров.

Подведем итоги:

  1. Уведомления бумажное и электронное существенно отличаются.
  2. Согласно 152-ФЗ персональные данные могут быть только в составе баз данных.
  3. Что есть база данных — определения нет, но скорее всего толковаться будет как неким образом упорядоченная информация, сохраненная в электронном виде.
  4. Указывать нужно места хранения только баз данных для граждан РФ. В принципе понятно, откуда взялось это требование — оно родилось на волне требований о переносе мест обработки персональных данных в Россию. Но войдя в закон — оно стало выглядеть странно — мы не заинтересованы в защите данных граждан и подданных иных стран? Отсюда же кстати возникли и базы данных — борьба шла за перенос из зарубежных ЦОДов. Но опять же войдя в закон это стало источником странностей.
  5. Не определено, что есть месторасположение. С какой точностью нужно указывать согласно закону — с точностью до страны или дома? Лично мне не понятно, зачем государству знать все места расположения всех персональных данных (да — согласно букве закона — с точностью до последнего мобильного на любой момент времени, если на нем хранится упорядоченная информация).
  • персональные данные
  • роскомнадзор

Хабы:

  • Информационная безопасность

Источник: https://habr.com/ru/post/273657/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.