Должностная инструкция для водителя автобуса микроавтобуса


должностная инструкция для водителя автобуса микроавтобуса

В осенне-зимний период для работоспособности узлов, деталей и агрегатов в автобусах необходимо перед выездом и после возврата с линии проводить следующие мероприятия:

3.1. Использовать электроподогрев двигателей автобусов.

3.2. Максимально использовать возможности утепления агрегатов и узлов автобусов, в особенности аккумуляторных батарей.

Плотность электролита должна контролироваться ежедневно.

3.3. Необходимо систематически сливать отстой из бака и фильтров.

3.4. В условиях низких температур при отсутствии дизельного топлива зимнего сорта разрешается временно смешивать дизельное топливо с керосином. Не разрешается применять смесь бензина-бензола!Сведения о соотношениях смешивания приводятся в следующей таблице:


Наружная температура

Летнее дизельное топливо, %

Прибавка

Зимнее дизельное топливо, %

Прибавка

0 — -10°С

80

20

100

-10 — -15 °С

70

30

100

-15 — -20°С

50

50

80

20

-25 — и ниже

50

50

При температурах ниже -20 и -25°С в зимнее дизельное топливо добавляется керосин.

3.4. При применении на автобусах в качестве охлаждающей жидкости антифризов производить обязательный ежедневный замер их плотности и поддерживать её уровень.

3.5. При отсутствии в автобусных парках масел зимних или всесезонных сортов допускается временно разбавление их дизельным топливом (картерное масло — 15 % дизельного топлива, трансмиссионное и КПП — 10 — 15 %).

3.6. Производить ежедневный спив конденсата из воздушных рессиверов.

3.7. Обеспечить тщательный уход за аккумуляторными батареями:

— очистить батарею от пыли и грязи; электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта и кальцинированной соды (10 % раствор);

— проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов;

— при обслуживании аккумуляторной батареи остерегаться попадания электролита на руки, тело, одежду.

Особенно следует беречь таза. Электролит немедленно смывают содовым раствором, горячей или теплой водой и обращаются после этого в медицинский пункт.

Нельзя к открытым аккумуляторным банкам подносить открытый огонь (зажженную спичку, факел). Протирая и устанавливая провода на клеммы аккумуляторных батарей, не допускайте короткого замыкания, т.к. может произойти взрыв газов, выделяемых из аккумуляторов, что грозит тяжелыми последствиями для водителя (потеря зрения, травма лица).

3.8. Антифриз заливают в холодный двигатель до нижнего конца трубки горловины радиатора. При уменьшении объема антифриза за счет испарения в систему охлаждения следует добавлять воду, т.к. количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным. Систему охлаждения двигателя при необходимости промывают кальцинированной содой (100 — 150 г соды на литр воды при 100 °С).

6. Водитель автобуса имеет право:

6.1. Настаивать на отмене распоряжений, противоречащих ПДД, охраны труда и пожарной безопасности.

6.2. Требовать при привлечении к ремонту автобуса ознакомления с безопасными приемами труда и инструктирования по охране труда.

6.3. Закончить работу, если продолжительность смены, исключая время перерывов, более установленной трудовым законодательством нормы.

6.4. Требовать ознакомления с особенностями и условиями работы при переводе на новый маршрут.

6.5. Ограничивать вход пассажиров в автобус в связи с его переполнением (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

6.6. Проверять оплату проезда пассажирами на конечном пункте (выпуская пассажиров через переднюю дверь).

6.7. Требовать выдачи на руки экземпляра настоящей должностной инструкции.

2. Категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса, и ее продолжительность

2.1. К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителями, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамен в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки на предприятии составляет 224 часа (на 1 — 2-х маршрутах).

2.2. Ко второй категории относятся водители автобусов, переподготовленные с категорий транспортных средств «В» и «С на «Д», Продолжительность стажировки для них составляет 102 часа (на 2 — 3-х маршрутах).

2.3. К третьей категории относятся водители 1-го и 2-го класса, ранее не работавшие на автобусе. Продолжительность стажировки для них составляет 50 часов (на 2 — 3-х маршрутах).

2.4. К четвертой категории относятся водители автобусов, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет 24 часа (на 2 — 3-х маршрутах).

2.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев. Продолжительность стажировки для них составляет 32 часа (на 2 — 3-х маршрутах).

2.6. К шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет 32 часа (на 3-х маршрутах, не более).

2.7. К седьмой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрута на другую1 продолжительность стажировки для них составляет 16 часов.

____________

1Категории маршрутов: городские, пригородные.

2.8. При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, он должен вновь пройти стажировку на маршруте в объеме не менее 4 часов.

2.9. При переводе водителя на автобусный маршрут, на котором он раньше стажировался, но не работал в течение 6 месяцев, он должен стажироваться на маршруте в объеме не менее 2 часов.

2.10. Водители автобусов, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в объеме 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторном ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в объеме 20 часов на маршрутах.

1. Приемка автобуса в парке и выезд из парка

1.1. Во время осмотра автобуса (перед запуском двигателя) проверяется:

1.1.1. Заправка автобуса топливом, смазочными материалами, системы охлаждения охлаждающей жидкостью.

1.1.2. Комплектность автобуса, состояние кузова, основания, стекол, зеркал, номерных знаков, окраски, пассажирских сидений, дверей, поручней, чистота в салоне и снаружи, радиостанции.

1.1.3. Наличие:

— знака аварийной остановки;

— двух тормозных противооткатных упоров;

— двух исправных (опломбированных) огнетушителей и их крепление в кронштейнах;

— укомплектованной аптечки;

— молотка для разбивания оконных стекол (при отсутствии специального замкового шнура на окнах) в случае аварии, при которой повреждены двери, либо привод дверей.

1.1.4. Правильность установки и соответствие лобовых, боковых и задних указателей маршрута, наличие внутри салона «Правил пользования автобусами».

1.1.5. Натяжение приводных ремней агрегатов двигателя.

1.1.6. Крепление колес, состояние дисков, бортовых и замочных колец, шин (удалить посторонние предметы, попавшие в них).

1.1.7. Исправность запоров всех люков.

1.1.8. Наличие бортового журнала автобуса.

1.1.9. Пломбировка радиостанции, установленной на автобусе (при ее наличии)

1.1.10. Температура охлаждающей жидкости (в зимнее время, перед запуском двигателя, после отключения автобуса от системы подогрева).

1.2. После запуска двигателя необходимо прослушать его работу и проверить:

1.2.1.Показания контрольных приборов, работу стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, звукоусиливающей аппаратуры (микрофона, диктофона). Наличие предохранителей и их исправность (применение нестандартных предохранителей не допускается).

1.2.2. Давление воздуха в системе тормозов, отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы, исправность предохранительного клапана, герметичность соединений. (Спустить конденсат из воздушных баллонов в тару).

1.2.3. Работу рулевого управления.

1.2.4. Работу привода и механизмов открывания дверей, наличие пломбы на рукоятке крана экстренного открывания дверей.

1.2.5. Работоспособность системы отопления салона (в холодное время года).

1.2.6. Работу радиостанции (при ее наличии).

1.3. При обнаружении во время осмотра неисправностей, отсутствия закрепленного за машиной имущества, неудовлетворительного внешнего вида (грязный или поврежденный кузов и т.п.) сообщить дежурному мастеру и диспетчеру парка о невозможности выхода автобуса на линию.

1.4. Убедиться, перед троганием с места, что перед автобусом и на пути следования нет людей и посторонних предметов, а давление воздуха в системе соответствует требованиям заводской инструкции по эксплуатации, и выехать из парка.

1.5. Обратить особое внимание на первом километре нулевого рейса на исправность действия рулевого управления, ножного и ручного тормозов, на работу генератора — наличие зарядки аккумуляторов и работу спидометра, проверить исправность гидромеханической коробки передач или механической коробки переключения передач (в зависимости от типа автобуса) установить отсутствие посторонних стуков и шумов на ходу автобуса.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. При работе на линии, при всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов или лично водителю автобуса необходимо выполнять требования своей должностной инструкции, относящиеся к безопасности движения и охране труда, и правила дорожного движения.

3.2. О дорожно-транспортных происшествиях и аварийных ситуациях сообщить диспетчеру парка по телефону 575-05-27 или по рации при её наличии.

3.3. Вести автобус со скоростью, обеспечивающей водителю постоянный контроль за движением машины и не превышающей установленных правилами дорожного движения ограничений, с учетом состояния и особенностей дорожного покрытия, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая с учетом указанных обстоятельств такую дистанцию, чтобы избежать столкновения с движущимся впереди подвижным составом.

3.4. Двигаться в густом тумане (при видимости до 30 м) включив фары, со скоростью не более 5 км/час, подавать резкие короткие звуковые сигналы.

3.5. Проявлять осторожность при движении на опасных участках маршрутов:

Маршрут № 2

При движении от станции «Сходня»:

— При отъезде от остановки «станция Сходня» извилистая дорога, затем школа (знак «Осторожно дети»).

— После остановки «Кладбище» — крутой спуск. При движении от платформы «Фирсановка»:

— Перед остановкой «Кладбище» — сужение дороги, а после неё при подъезде к остановке «станция Сходня» — крутой спуск.

Маршрут № 7

При движении от станции «Сходня» к АО «Сходня-мебель»:

— Между остановками «станция Сходня» и «Мебельный магазин» после проезда Юбилейного — стадион и скользкая дорога;

— Между остановками «Мебельный магазин» и «Больница» больничный проезд (выезд с территории Сходненской больницы);

При движении от станции «Сходня» к складам:

— Перед остановкой «Аптека» — пешеходный переход, после остановки «Аптека» — школа, пешеходный переход;

— После остановки «Школа» — пешеходный переход;

— Перед остановкой «завод «Элвакс» и после неё — пешеходный переход.

Маршрут № 12

При движении от деревни Саврасово:

— При отъезде от остановки «дер. Саврасово» неровная дорога;

— Между остановками «Больница» и «Мебельный магазин» больничный проезд (выезд с территории Сходненской больницы);

— Между остановками «Мебельный магазин» и «станция Сходня» перед Юбилейным проездом — стадион и скользкая дорога.

Маршрут № 13

При движении от станции «Сходня»:

— Перед остановкой «Аптека» — пешеходный переход, после остановки «Аптека» — школа, пешеходный переход;

— После остановки «Школа» — пешеходный переход;

— Перед остановкой «завод «Элвакс» и после неё — пешеходный переход;

— После остановки «Кирилловна» ближе к поселку Гучковка -крутой спуск, сужение дороги, интернат;

— При отъезде от остановки «п. Гучковка» — знак «Осторожно дети», крутой спуск;

При движении к станции «Сходня» от поста ДПС:

— Перед остановкой «завод «Элвакс» — пешеходный переход;

— После остановки «завод «Элвакс» — пешеходный переход, крутой спуск;

— Перед остановкой «Школа» и после неё — пешеходный переход.

Маршрут № 15

При движении от платформы Новоподрезково:

— Перед остановкой «Поликлиника» — пешеходный переход, узкая дорога по ул. Московской;

При движении от платформы Подрезково:

— Узкая дорога по ул. Комсомольской с большим количеством пешеходов.

— При проезде выше перечисленных участков от водителя требуется особое внимание.

3.6. Убедиться, подъезжая к участкам пути, имеющим тяжелые уклоны, в исправном действии тормозов (наименование участков определяется парком).

3.7. Останавливать автобус немедленно в следующих случаях:

— при наличии препятствия движению;

— при внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

— при признаках загорания (задымлении, резком специфическом запахе и т.п.);

— при опасности наезда на пешехода или столкновения;

— при неясном сигнале светофора.

3.8. Перед выходом из кабины во время работы на линии выключить зажигание, затормозить автобус стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспорта, как в попутном, так и встречном направлениях. Пользоваться при выходе из кабины поручнями. Не прыгать из кабины, салона автобусе. При наличии уклона под колёса подложить противооткатные упоры (башмаки).

3.9. Перед подачей автобуса назад убедиться, что поблизости нет людей и этот маневр не создаст опасности.

3.10. Заправку топливом производить, соблюдая правила, установленные для заправочных пунктов.

Водитель обязан немедленно заглушить двигатель отбуксировать автобус для устранения неисправностей в безопасное место, если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками.

3.11. Приступать к осмотру, выявлению неисправностей и ремонту не раньше, чем машина будет поставлена на ровном участке. Прежде всего осмотреть автобус и установить:

— есть ли дым под покрытием,

— остановлен ли двигатель,

— автобус должен быть заторможен стояночным тормозом, а под колеса положены противооткатные упоры,

— установлены знаки аварийной остановки.

На линии выполнять только ремонтные работы, предусмотренные в должностной инструкции водителя автобуса.

При работе под автобусом располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.12. Вызывать техническую помощь при возникновении неисправности колеса на линии.

3.13. Буксировать неисправный автобус в парк по городу только на жесткой сцепке, соблюдая Правила дорожного движения,

3.14. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла или топлива

3.15. Находясь в составе ремонтной бригады для участия в ремонте закрепленного автобуса получить целевой инструктаж по охране труда у руководителя работ, соблюдать требования инструкции по охране труда слесаря по ремонту подвижного состава.

3.16. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.17. Водителю запрещается:

3.17.1. Приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда.

3.17.2. Выезжать на линию на неисправном и не экипированном в соответствии с инструкцией по эксплуатации автобусе.

3.17.3. Двигаться с открытыми дверями.

3.17.4. Оставлять автобус без надзора как во время работы на линии, так и при остановках по неисправности.

3.17.5. Пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

3.17.6. Производить пуск двигателя посредством буксировки.

3.17.7. Заводить двигатель со снятым воздухоочистителем или при неисправном карбюраторе и системе питания.

3.17.8. Самостоятельно выполнять замену колес автобуса на линии.

3.17.9. Выполнять какие-либо виды технического обслуживания при работающем двигателе, за исключением отдельных регулировочных и испытательных операций, оговоренных в инструкции по эксплуатации автобуса.

3.17.10. Находясь на заправочном пункте пользоваться открытым огнем, курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять машину топливом при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в салоне.

3.17.11. Работать без «лежаков» лежа на полу (земле), при ремонте или осмотре автобуса снизу.

3.17.12. Проводить ремонтное обслуживание автобуса, вывешенного только на одном подъемнике (домкрате), без установки под машину «козелков», а под неснятые колеса — противооткатных упоров (башмаков).

3.17.13. Подставлять под вывешенный автобус вместо козелков домкрат или другие, не предназначенные для этого предметы.

3.17.14. Пользоваться, находясь в составе ремонтной бригады, непредусмотренным технологией данной работы оборудованием или приспособлениями без разрешения бригадира.

3.17.15. Класть на аккумуляторы какие-либо предметы (особенно металлические),

3.17.16. Допускать скопление на двигателе и на его картере грязи и масла.

3.17.17. Перевозить, оставлять после ремонта, хранить в кабине или в салоне автобуса промасленные, обтирочные материалы, бензин, смазочные материалы.

3.17.18. Протирать двигатель и другие агрегаты машины бензином или иными горючими жидкостями.

3.17.19. Подавать, при неисправной топливной системе, бензин в карбюратор шлангом непосредственно из емкости, или засасывать через шланг ртом.

3.17.20. Пользоваться открытым огнем для прогрева двигателя, картеров ведущих мостов машины и коробки передач, при определении и устранении неисправностей, осмотре аккумуляторов,

3.17.21. Курить в непосредственной близости от приборов системы литания двигателя (в т.ч. от топливных баков), а также в кабине водителя и салоне автобуса.

3.17.22. Находясь на территории парка спускаться в смотровую канаву, стоять а проеме ворот при движении подвижного состава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *