Экологический налог 1

Содержание

В россии введут экологический налог — новая глава пополнит налоговый кодекс рф

Экологический налог 1

Правительство РФ предложило рассмотреть новый законопроект федерального уровня, согласно которому, в России будет введен экологический налог. Пока его не утвердили, но есть большая вероятность, что он вступит в силу в 2020 году.

Расскажем подробнее об экологическом налоговом сборе, кто его будет платить, в какие сроки, а также определим, каким образом он будет рассчитываться, можно ли будет уменьшить размер сбора.

статьи:

Что такое экологический налог и за какое негативное воздействие на окружающую среду будут платить россияне?

Экологический сбор представляет собой налог, который должны будут платить граждане России за негативное воздействие на окружающую среду.

Конечно же, не будут обязывать платить налоговый сбор за экологию автомобилистов, ведь транспорт не наносит вред миру. Под обязательный налог попадут лишь те, чья деятельность наносит непоправимый вред природе и атмосфере.

СправкаНегативным воздействием, согласно статье 3 данного закона, считаются действия, возникшие в результате:

  1. Выброса загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками, например, промышленными предприятиями.
  2. Сброса в водные объекты компонентов, загрязняющих их.
  3. Образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления опасных веществ.

Законом предусмотрены также случаи, когда воздействие не признается негативным:

  1. Если оно было осуществлено в рамках проводимой деятельности, финансируемой бюджетами государства.
  2. Если отходы не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду. Это должно быть подтверждено документационно.
  3. Если отходы были собраны в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их появления.

Как вы поняли, негативное воздействие на окружающую среду может быть различным.

Безусловно, сбор будут оплачивать тогда, когда вред миру будет нанесен – или наносится – непоправимый.

Кто будет платить экологический налог, а кого освободят от обязательств по его выплате?

Экологический сбор буду выплачивать как физические, так и юридические лица, и даже индивидуальные предприниматели, которые будут осуществлять хозяйственную и другую деятельность в России – и тем самым причинять вред окружающей среде.

Заметьте, что определить – причиняет ли предприятие вред миру, атмосфере и природе, будут специалисты по охране окружающей среды.

Есть и исключения для плательщиков.

Налог не будет взиматься с тех, кто:

  1. Ведет работу на объектах 4 категории. Предприятие обязательно должно быть зарегистрировано, у него должна быть подтверждена категория документационно.

  2. Осуществляет хозяйственную или другую деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

За налогоплательщиками будут вести контроль.

Встать на учет руководство, ИП, юрлицо или физлицо должны в течение 1 месяца с того момента, как начали вести данную деятельность.

Если вы сомневаетесь, нужно ли вам платить экологический налог, то обратитесь в отделение налоговой службы в вашем районе, подайте документацию – и попросите специалиста проверить это.

За обращение не будет никакого спроса, а вот если вы забудете и не станете исполнять букву закона, то штраф за просрочку налоговых платежей вам обеспечен.

Если законопроект утвердят, то список тех, на кого лягут обязательства по оплате налога, будет зафиксирован в статье 1.

Кто будет рассчитывать экологический налог, от чего зависит размер выплаты?

По закону, сумму экологического сбора будут рассчитывать сами плательщики. Она будет зависеть от того, в каком объеме/массе были выброшены вещества, загрязняющие природу, атмосферу или сточные воды каждым объектом загрязнения.

На размер выплаты налога повлияют и другие показатели:

  1. Количество предприятий и точек, загрязняющих окружающую среду.
  2. Класс опасности отходов. Например, предприятия, имеющие 3 категорию, не будут оплачивать налог за все произведенные отходы.

    Исключения не составят радиоактивные, высокотоксичные вещества или те, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами.

  3. Нормальный, допустимый предел объема выбросов, сбросов веществ.
  4. Лимит на производство отходов.
  5. Величина налоговой ставки.

    ФНС будет утверждать возможные ставки, по которым и будет рассчитан размер сбора. Подробнее с предложенными ставками можно ознакомиться в статье 4 данного законопроекта.

  6. Величина коэффициента, учитывающего фактическое изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в России.

    Показатель будет основан на изменении в среднем за 1 годовой период.

Нет четкого разграничения в предприятиях, осуществляющих вредную деятельность, по поводу обязательств в выплате.

Зарегистрировано может быть одна компания, с определенной категорией – например, третьей, но выпускать она может опасные отходы, относящиеся ко второй или первой категории. Поэтому россияне должны будут сами следить за размером и оплатой налога за экологию.

Конечно же, всю деятельность будут контролировать органы по охране окружающей среды. Без контроля такая работа компаний не останется.

Формула для расчета экологического налога в пределах нормы допустимых выбросов загрязняющих веществ

Статья 6 предусматривает несколько формул для подсчета экологического налога.

Приведем пример формулы, подходящей для предприятий, производимых выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимой нормы.

Налог в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) рассчитывается по формуле:где:

  1. Мндi – налоговая база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая за отчетный период как масса или объем выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м).
  2. Нплi – налоговая ставка за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в соответствии со статьей 4 настоящей главы Кодекса, рублей/тонна (рублей/куб. м).
  3. Кот – дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2.
  4. Кнд – коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, равный 1
  5. n – количество загрязняющих веществ.

В этой же статье вы найдете и другие формулы для расчета налога. Приводить пример не будем, так как у каждого объекта налогообложения – свои определенные показатели.

Если вы не справитесь с расчетом размера сбора, за вас может сделать это сотрудник налоговой службы.

Можно ли уменьшить размер экологического налога и получить льготу, какие документы для этого нужны?

Уменьшение размера экологического сбора возможно для плательщиков на величину, равную расходам, связанным с реализацией мероприятий по снижению уровня отрицательного воздействия на окружающую среду. Будут определяться лимиты, в пределах которых будут начислять сумму сбора в отношении каждого вещества, загрязняющего природу и атмосферу.

Обязательно плательщик должен будет предоставить документационное подтверждение того, что он проводил мероприятия, связанные со снижением уровня негативного воздействия, и предусмотренные органами по охране окружающей среды.

Документы, которые понадобятся для уменьшения размера экологического налога:

  1. Планы снижения выбросов и сбросов, проекты по полезному использованию веществ, отчеты о ходе их исполнения.
  2. Договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений,.
  3. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию, с начала их реализации.
  4. Документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры.
  5. Заверенная плательщиком пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Важно: Размер такого налогового вычета не может составлять более 70% от начисленной суммы налога.

Сумма расходов, на которую может быть уменьшен размер сбора за экологию, может быть учтена в следующем налоговом периоде. То есть, сумму можно разбить на несколько частей, которые плательщик оплатит в разные налоговые периоды.

Сроки для уплаты экологического налога

В соответствии со статьей 8 данного законопроекта, экологический налог россиянин должен выплатить не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

Например, сбор будет рассчитан за 2020 год, гражданин должен будет оплатить его до 1 марта 2021 года.

Граждане также будут выплачивать авансовые платежи, поквартально, не позже 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.

Размер авансовых платежей составит 25% от общей суммы налога, которую гражданин оплатил за предыдущий год.

Приведем пример:

Гражданин Фролов оплатил в 2021 году экологический налог в размере 100 000 руб. В 2021 году он имеет полное право вносит авансовые платежи поквартально, в размере 25 000 руб.

Фролов будет выплачивать авансовые платежи в таком размере в сроки:

  1. До 20 мая 2021 года.
  2. До 20 августа того же года.
  3. До 20 ноября того же года.

Оставшуюся сумму налога он должен будет заплатить до 1 марта 2022 года.

Источник: https://pravo812.ru/news/1129-v-rossii-vvedut-ekologicheskij-nalog-novyj-zakon.html

Экологический налог: кому, когда и сколько платить

Экологический налог 1

Минфин опубликовал проект поправок в НК РФ, согласно которым компании начнут платить экологический налог. Журнал «Расчет» поговорил с Викторией Поповой, руководителем проектов по управленческому учету департамента консалтинга, экспертизы и аудита КСК групп, и узнал, что именно предлагает ведомство, как компании будут рассчитывать новый налог и кому поручено его администрировать.

Вопрос неналоговых платежей, их количества, качества администрирования обсуждается в стране уже продолжительное время. В конце концов власти приняли решение преобразовать часть этих выплат в налоговые. Задача изменений, в том числе, — передать функции по сбору платежей в ФНС и, как результат, увеличить собираемость налога.

«Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Расскажите подробнее, о каком проекте введения экологического налога идет речь.

– Реклама –

Министерство финансов рассматривает поправки к Налоговому кодексу в части создания нового налога — экологического. Проект готовится по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева от 16 марта 2018 года № ДМ-П13−10. Финансовое ведомство предлагает ввести новую главу в части 1 и 2 Налогового кодекса. Публичное обсуждение проекта завершилось 31 августа 2018 года.

По сути новый налог — это реализация плана властей о переводе части неналоговых платежей в налоговые. Это так?

Совершенно верно. Планируется заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В рамках систематизации неналоговых платежей Минфин упорядочивает платежи, не имеющие признаков налога.

Уплачивающийся сейчас экологический сбор должен плавно «превратиться» с 2020 года в экологический налог. Минфин хочет упорядочить неналоговые платежи и ужесточить меры по их неуплате.

Увеличение налогового бремени экологическим налогом не предусмотрено.

Изменятся ли ставки сбора или останутся прежними?

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты.

Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится.

Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки разделяются по группам:

  • за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Ставка будет рассчитываться исходя из 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления).

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты.

Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится.

Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

https://www.youtube.com/watch?v=3kewmkCxNSs

С 2021 года для стимулирования уменьшения выбросов власти введут коэффициенты. Самый высокий коэффициент 100 будет применяться за превышение установленных объемов или массы вредных выбросов. И наоборот, сумму налога можно уменьшить, если были расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Увеличится или уменьшится количество компаний, обязанных платить экологический налог?

Плательщиками налога остаются организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Трудно оценить изменение количества компаний, обязанных платить этот налог. Сложность оценки связана с развитием рынка, появлением новых технологий к 2020 году.

Сейчас сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов.

Конечно, хотелось бы сокращения количества компаний, которые будут платить экологический налог. Ведь никакие деньги не обеспечат сохранения хорошей экологии на территории страны.

Изменится ли получатель платежей?

Изменится. Сейчас НВОС платится в Росприроднадзор.

Плата перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сбросов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. В будущем плательщикам экологического налога необходимо будет зарегистрироваться в ФНС и оплачивать сбор уже туда. При этом изменятся не только реквизиты получателя, но и КБК платежа.

Изменится ли порядок уплаты налога?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический налог одинаковы. Изменений новым законом не предусмотрено. Отчетным периодом по плате сбора за негативное воздействие и экологическому налогу остается календарный год. Будут так же платиться квартальные авансовые платежи; итоговую сумму платы нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Авансовый платеж за каждый квартал равен ¼ от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года можно определить как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2018/09/eko-nalog-2/

Особенности исчисления и уплаты экологического налога

Экологический налог 1

Экологический налог не является официальным термином для обозначения типа бюджетного платежа в законодательстве РФ.

В сущности, это словосочетание служит собирательным названием для целого комплекса начислений фискального характера и в данном значении употребляется в деловом обороте.

В частности, понятие экологического налога может служить для указания на экологический, утилизационный сбор, платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Вероятность включения экологического налога в состав требований НК РФ

Экологический налог и сбор в РФ — в чем отличия

Плата за негативное влияние на окружающую среду

Как в Беларуси применяют экологический налог

Вероятность включения экологического налога в состав требований НК РФ

Указанный термин пока не фигурирует ни в одном из нормативных актов. Соответственно, никакого правового статуса у обозначения «экологический налог» нет. Тем не менее некоторые специалисты считают, что фискальное обязательство с таким наименованием может появиться в российском законодательстве в ближайшие годы.

По некоторым оценкам, оно может стать неким приложением к транспортному налогу. В частности, во властных структурах всерьез обсуждалась возможность обложения собственников транспортных средств (ТС) в зависимости от степени негативного влияния ТС на окружающую среду.

Размер такого экологического налога зависел бы напрямую от технического состояния машины, и таким образом законодатели рассчитывали воздействовать с помощью фискальной нагрузки на собственников устаревшей техники, стимулируя их к покупке современных моделей.

В результате экологический налог, помимо наполнения казны, способствовал бы росту продаж автотехники и дал бы новый толчок развитию отечественных автозаводов.

На данный момент единого мнения по целесообразности подобных шагов нет. Идея косвенной поддержки посредством экологического налога российских автомобильных концернов и стимулирования таким образом объемов их реализации выглядит привлекательной и логичной.

Но нужно учитывать тот факт, что ряд собственников как новой, так и старой техники большую часть времени или постоянно могут не пользоваться ею. Не является редкостью ситуация, когда подержанный автомобиль играет роль дополнительного экземпляра и простаивает, а ежедневные выезды совершаются на современной технике.

Какого-либо негативного воздействия на атмосферу, землю или воду такие простаивающие авто не оказывают, но экологический налог уплачивать с них придется.

Экологический налог и сбор в РФ — в чем отличия

Официальный статус в РФ приобрело понятие «экологический сбор», которое установлено ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 после того, как были утверждены дополнения к этому закону (по ФЗ № 458 от 29.12.2014).

Хотя данный вид обязательств формирует поступления бюджета, к налогам его отнести нельзя. Под него подпадают компании, изготавливающие либо ввозящие из-за рубежа ценности, которые подлежат утилизации на территории РФ по истечении срока годности, вследствие порчи.

Это относительно новый вид бюджетных платежей, в связи с чем конкретная процедура взимания экологического сбора была установлена не так давно. В частности, с апреля 2016 года действует постановление Правительства РФ от 09.04.

2016 № 284, в котором приведен размер ставки в рублях за тонну утилизируемой продукции той или иной категории.

Исходя из норм закона, она должна соответствовать средним затратам на накопление, транспортировку и переработку единицы утратившего свои потребительские свойства продукта.

Срок уплаты экологического сбора с 2017 года установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 08.10.

2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).

Деятельность специализированных фирм, для которых основным направлением бизнеса станет переработка испорченных продуктов, в обязательном порядке лицензируется.

Ресурсы, сформировавшиеся в бюджете федерального уровня в результате поступления указанного сбора, будут использованы в формате субсидий на следующие нужды:

  • участие в финансировании в регионах РФ экологических программ по улучшению процедуры работы с отходами;
  • покрытие расходов субъектов, связанных с переработкой испорченных изделий.

Из вышесказанного видно, что между экологическим налогом и экологическим сбором есть существенная разница:

  • если информацию о налоге планируется включить непосредственно в текст НК РФ, то порядок начисления и взимания сбора регулируется отдельными законами и подзаконными актами;
  • хотя средства обоих платежей направляются в бюджет, в первом случае они классифицируются как налоговые поступления, во втором — как прочие бюджетные поступления;
  • если использование экологического налога предполагается по разнообразным направлениям, то для использования сбора доступна строго определенная статья.

Плата за негативное влияние на окружающую среду

Еще одним «синонимом» определения «экологический налог» выступает плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отличие от сбора, описанного в предыдущем разделе, такая плата применяется уже достаточно длительное время.

В качестве основного законодательного акта по данному бюджетному обязательству выступает закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002.

Данный сбор также относится к неналоговой части бюджетных поступлений. Дословно его определяют как «публично-правовой платеж», по своей сути схожий с категорией фискальных сборов. Именно такое толкование содержится в определении Конституционного суда РФ № 284-О от 10.12.2002.

Субъектами, подпадающими под данный сбор, являются отечественные и зарубежные организации, имеющие бизнес на территории РФ в области природопользования. Кроме того, в категорию его плательщиков следует отнести компании, которые арендуют оборудование, негативно влияющее на природные объекты.

Исчисление суммы к уплате производится на основании постановлений Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 и № 344 от 12.06.2003.

Очень важно учитывать в процессе расчетов с 2016 года постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 со специальными коэффициентами к текущим ставкам данного платежа.

Для субъектов, не относящихся к малым и средним предприятиям, действует правило внесения ежеквартальных авансовых платежей до 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Налоговый период — год, полный расчет по данным обязательствам необходимо сделать до 1 марта года, следующего за отчетным.

Надзор за своевременностью и правильностью погашения данных сборов осуществляет Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

Получается, что оба описанных вида сборов, строго говоря, не являются налоговыми платежами и существенно отличаются по содержанию от экологического налога.

Как в Беларуси применяют экологический налог

В отличие от отечественной практики, в законодательстве ближнего зарубежья существует и используется на практике четко закрепленный термин экологического налога. Речь идет о Республике Беларусь (РБ). Российским специалистам опыт реализации взимания подобных выплат может показаться довольно интересным и поучительным.

Для белорусов экологический налог является строго налоговым обязательством, в полной мере соответствующим всем необходимым для этого критериям. Все аспекты, касающиеся определения базы, ставок, расчета и уплаты экологического налога включены в положения НК РБ.

В качестве субъектов, которые обязаны его платить, указаны частные предприниматели и юридические лица, также владельцы производственных отходов, проводящие их захоронение.

Элементами, входящими в состав базы обложения экологическим налогом, выступают:

  • объем загрязнения воздуха;
  • суммарное загрязнение воды;
  • объем подлежащих захоронению веществ, в том числе на складах;
  • импорт товаров и веществ с составом, который способен причинить вред озоновому слою.

Ставки, которые взимаются по экологическому налогу, вводятся по каждому из перечисленных элементов. Для выбросов в воздушную среду они зависят от класса токсичности веществ. Однако если достоверно его определить не удается, начисление экологического налога не производится совсем.

Для объемов сброса в водную среду размер экологического налога определяется типом загрязняемого водоема. Для водотоков он ниже, для водоемов, подземных вод, загрязняемых в процессе орошения земель, соответственно, выше. Дороже всего обойдется плательщику попадание вредных веществ в недра.

По утилизации и хранению отходов предусмотрены различные ставки экологического налога, их градация зависит от класса отходов.

Кроме того, экологический налог взимается за ввоз в республику озоноразрушающих веществ.

С 2017 года будут повышаться ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Так, ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличится на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%

Порядок вычисления налога, расчетный период, крайний срок уплаты

Для большинства платежей, помимо ввоза разрушающих озон веществ, установлен налоговый период 1 квартал. Отчитаться же плательщик должен не позднее 20-го числа после завершения квартала. Отчетность по налогу за складирование производственных отходов необходимо подать до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло начисление налога.

Уплата налога с захоронения вредных веществ (исключая те, что содержат озоноразрушающие вещества) должна происходить до 22-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Погашение задолженности по налогу при ввозе продуктов, содержащих разрушающие озон вещества, должно производиться до пересечения ими границы.

Уплата налога фирмами, которые владеют сооружениями, предназначенными для захоронения вредных отходов, производится в строгой зависимости от объемов средств, перечисляемых фирмам за данные услуги. Все суммы, уплаченные за загрязнение атмосферы, водных ресурсов, захоронение производственных отходов, включаются в затраты компании по основной деятельности.

Расчет экологического налога заключается в перемножении объекта обложения на ставку, установленную для данной категории веществ. База для начисления складывается путем суммирования показателей по каждому типу загрязнения в зависимости от той категории, к которой он относится.

Разбивка по конкретным наименованиям отходов при этом не производится. Если итоговая цифра при этом будет ниже 3 тонн, никаких платежей можно не производить. Декларацию при этом также разрешается не формировать и не сдавать.

Специалисты склонны полагать, что наработки, сформированные в ходе применения данного налога в Беларуси, могут подойти и для РФ.

***

Хотя именно экологических налогов в РФ нет, существует несколько видов сборов, которые, в сущности, выполняют схожую функцию. При этом они не относятся к налоговым платежам: это плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор.

Первая расходуется на строго определенные цели, направления использования второго более разнообразны. Кроме того, в РФ обсуждается возможность введения экологического налога на транспорт, который будет зависеть от уровня выбросов автомобиля.

В результате основная нагрузка падет на владельцев старых автомобилей. Итогом должно стать пополнение бюджета и ускорение обновления парка автомобилей частных лиц.

В то же время, с учетом возможности простоя автомобиля и его неиспользования в течение длительного времени, справедливость подобных платежей остается под большим вопросом. В связи с этим дальше обсуждения данный вопрос пока не продвинулся.

Для внедрения единого налога, связанного с загрязнением природы, можно использовать опыт Беларуси, это уже применяется. Наработки соседей интересны при разработке аналогичного налога в РФ, к тому же результаты РБ более чем убедительны.

Так можно существенно пополнить бюджет, получив дополнительные средства на различные нужды, включая профилактику загрязнения окружающей среды и улучшение экологической ситуации в ряде регионов.

Однако на данный момент каких-либо решений в данной сфере не предвидится.

Источник: https://okbuh.ru/ekologicheskij-nalog/osobennosti-ischisleniya-i-uplaty-ekologicheskogo-naloga

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Экологический налог 1

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ.

По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией.

Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская.

«Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей.

Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источникаминегативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных водразмещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасностинакопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник: kontur.ru

Источник: https://pro-kontur.ru/novosti/485/

Что значит для России новый экологический налог?

Экологический налог 1

Российское министерство финансов опубликовало законопроект, предусматривающий введение альтернативы неналоговым платежам за выбросы в окружающую среду – экологического налога. Если документ будет принят, то поправки в Налоговый кодекс вступят в силу уже 1 января 2020 года. Не является ли это преддверием «налога на воздух»?

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что промышленное производство редко является экологически чистым видом деятельности.

Экологический сбор сегодня платят многие компании, которые не утилизируют продукты производства самостоятельно.

Для некоторых компаний это и вовсе невозможно – как из-за дороговизны процедуры утилизации, так и потому, что они не  могут отвечать за утилизацию выведенной на рынок продукции.

Параллельно с этим с предприятий взимается плата за вред окружающей среде, расчет которой регулируется законом «Об охране окружающей среды». Платеж этот также является неналоговым и распространяется на компании, чья деятельность связана с причинением вреда окружающей среде: за выбросы в воздух и сбросы в воду вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов.

Рост неналоговой нагрузки еще в прошлом году обеспокоил бизнес, который даже обращался в правительство с просьбой о систематизации таких платежей. Накануне же стало известно, что Минфин России избрал наиболее радикальную меру систематизации – введение нового экологического налога.

www.globallookpress.com

Налог вместо сбора

Разработанный министерством законопроект уже опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Документ предусматривает введение поправок в Налоговый кодекс – дополнение его главой «Экологический налог». В пояснительной записке к законопроекту сказано, что новый налог должен заместить собой сборы за вред окружающей среде.

Из-за августовского «бестемья» заголовки о новом налоге заняли первые места на главных страницах сетевых СМИ, вызвав легкую панику у тех, кто не потрудился вникнуть в проблему. Между тем речь идет просто о замене сбора с предприятий налогом для повышения платежной дисциплины – ответственность за невыплату налогов выше, чем за невыплату сборов.

Существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду, – регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации,

– совершенно резонно сказано в записке.

Минфин полагает, что новый налог необходим, так как качество взимания сбора оставляет желать лучшего, а в результате приходится финансировать различные экологические программы не только из собранных средств, но и из федерального или региональных бюджетов.

Документ предполагает, в частности, отказ от существующих ныне норм индивидуального расчета суммы платежей и введение фиксированных налоговых ставок за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязнений в воду и размещение отходов производства по классу их опасности.

Налоговой базой нового законопроекта будет объем или масса загрязняющих веществ – выброшенных в атмосферу или водные объекты, а также размещенных за вычетом направленных на переработку. Документ предполагает, что налоговую базу налогоплательщик определяет самостоятельно, а также на основе данных производственного экологического контроля.

Так, например, за тонну выбросов сероводорода налогоплательщику придется заплатить 686,2 руб., за тонну хлора – 181,6 руб., а вот свинец и его соединения обойдутся уже существенно дороже – 18,2 тыс.

рублей за тонну. Есть в перечне и крайне «дорогие» вещества: тонна выбросов бензапирена, если этот факт будет установлен, должна обойтись предприятию в 5,47 млн рублей, анилина – 5,95 млн рублей.

Alexey Soloukhin / Shutterstock.com

Ключевым отличием экологического налога от неналоговых сборов станет ответственность. В пояснительной записке сказано, что по ныне действующим законам у плательщика нет достаточных стимулов к внесению платежей. Иначе говоря, платежи, по мнению Минфина, часто просто не платятся.

Перенос экологических платежей в налогооблагаемую базу будет означать возможность применения к недобросовестному налогоплательщику мер налоговой, административной и даже уголовной ответственности. Эта «дубина», как считает Минфин, сразу позволит резко увеличить собираемость.

О чем просил бизнес

В марте 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Опора России» написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором заявили о недовольстве ростом неналоговых платежей и просили систематизировать эти отчисления в виде отдельного законопроекта. Еще тогда представители этих бизнес-объединений указывали, что не поддерживают включение экологических платежей в Налоговый кодекс.

Обсуждение этого закона ведется уже третий год. Законопроект о систематизации неналоговых платежей при этом существует и даже был в конце 2017 года согласован Минфином и Минэкономразвития. Документ предполагал разделение платежей на налоговые и неналоговые, а также регламентировал их включение в реестры и определял порядок уплаты.

Примечательно, что до принятия этого законопроекта был введен мораторий на введение новых платежей, однако, по мнению представителей бизнес-объединений, мораторий этот не работал.

«На сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих», – написали тогда представители РСПП, ТПП и «Опоры России» (выдержки приводил «Коммерсант»).

Рабочая версия законопроекта по неналоговым платежам касалась регулирования около 50 платежей. По данным Минфина, нагрузка на бизнес составила бы 0,7-0,8% ВВП.

Бизнес тогда предупреждал, что «упаковка» всех неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет ни к чему хорошему: говорилось о росте налоговой и административной нагрузки на бизнес хотя бы в части применения обеспечительных мер к предприятиям.

Кроме этого, был риск «десистематизации» платежей при включении в налоговую систему – вместо отдельного порядка в неналоговой системе могла (и может) возникнуть неразбериха при переводе их в налоговую – это требует переработки отраслевого законодательства.

В ФНС тогда также говорили о сложности включения в налоговую систему неналоговых платежей.

Занимавшая тогда должность замглавы ведомства Наталья Завилова отмечала, что привести сборы к налоговому знаменателю по образцу Налогового кодекса вообще невозможно.

И хотя такая мера могла бы повысить платежную дисциплину бизнеса, но неизбежно привела бы к большим тратам из бюджета, росту нагрузки на налоговые органы и перекраиванию законодательства.

Полумеры Минфина

Президент «Опоры России» Александр Калинин рассказал в интервью Царьграду, что инициатива Минфина по переводу неналоговых платежей в налоговую систему не только потребует дальнейшей проработки, но и не вносит порядка.

Это не новость для бизнеса, потому что мы обсуждали вопрос упорядочивания неналоговых платежей почти два года.

И итоги дискуссии такие, что часть неналоговых платежей – их немного, но они серьезные, в частности, экологические, утилизационные сборы – погрузить в Налоговый кодекс.

Это даст более жесткий контроль над соблюдением российского природоохранного законодательства, меньше станет возможности уклоняться для тех, кто загрязняет окружающую среду,

– отметил Калинин.

А. Калинин. www.globallookpress.com

По его словам, с внесением экологических платежей в Налоговый кодекс бизнес получит больше гарантий, но и больше контроля, произойдет рост административной нагрузки.

По фискальной нагрузке – дьявол кроется в деталях, однако административная нагрузка точно увеличится. Тут и уголовное преследование, пени, штрафы, контроль за своевременностью уплаты, начисления. Все это теперь переходит в ведение ФНС,

– сказал господин Калинин, указавший также на недостаток проработки механизма платежей.

Минфин один блок, получается, прописывает, делает его прозрачным, ужесточает контроль, а вот второго блока у нас как не было, так и нет. Мы считаем, что должен быть внесен еще один пакет.

У нас совершенно нигде не прописано, как финансируется деятельность тех предприятий, которые занимаются утилизацией.

Получается, что деньги в бюджет будут поступать, а вот по каким каналам их будут получать утилизационные организации – непонятно, у нас этого механизма не создано,

– отметил глава «Опоры России».

Калинин напомнил, что не так давно возникла неловкая ситуация, когда в Россию приезжала утилизационная фирма из Скандинавии, которая построила там три завода по утилизации очень вредного вида отходов – батареек.

Представители фирмы предлагали построить завод в Подмосковье и спросили, как предприятие будет получать деньги от утилизационного сбора.

Они с удивлением узнали, что в России такого механизма не существует, отметил Калинин.

У них деньги от утилизационного сбора аккумулируются в некоммерческих структурах, а затем делятся в разных пропорциях, утвержденных правительством, и передаются заводам,

– рассказал он.

По словам Калинина, плюсом законопроекта является его прозрачность и предсказуемость для бизнеса, так как налоги вводятся через парламент. Минусом документа он назвал серьезное ужесточение контроля. Он отметил, что теперь нужно переходить к дебатам о том, как новый налог будет устанавливаться, рассчитываться, взиматься и в какой степени он станет расширением фискальной нагрузки на бизнес.

Отметим, что глава Минфина Антон Силуанов ранее обещал не расширять налоговую нагрузку. В то же время для систематизации неналоговых платежей был выбран именно такой вариант – введение нового налога.

И хотя документ еще не доработан, в нем могут оказаться поправки как в сторону послабления, так и в сторону ужесточения нагрузки на бизнес, одно можно сказать точно – правительство намеревается расширить свой контроль в этой сфере и заявляет об этом существенно раньше, чем готовы все аспекты.

Самое главное – непонятен механизм трансляции собранных денег через бюджет на экологические программы. Без обеспечения прозрачности этой системы сам налог остается бессмысленным побором, очередной нагрузкой на бизнес.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/chto-znachit-dlja-rossii-novyj-jekologicheskij-nalog_152469

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.