Формы взаимодействия полиции с населением


формы взаимодействия полиции с населением

Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:

  1. в совместной деятельности (прямого сотрудничества);
  2. информационного обмена.

Объективные предпосылки взаимодействия, например, общественных пунктов охраны порядка с ОВД заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка.

Основными формами взаимодействия подразделений полиции и общественных объединении правоохранительной направленности являются:

  1. совместный анализ состояния охраны общественного порядка;
  2. планирование совместных мероприятий по профилактике правонарушений;
  3. инструктаж и обучение членов общественных объединений формам и методам работы по охране правопорядка;
  4. обеспечение общественного порядка на административных участках совместно с участковыми уполномоченными полиции;
  5. профилактика правонарушений среди несовершеннолетних совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних;
  6. совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службы полиции.

Взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами осуществляется по следующим направлениям:

  1. совместный анализ состояний охраны общественного порядка, взаимный обмен информацией;
  2. совместное планирование и проведение некоторых мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, по предупреждению и пресечению правонарушений;
  3. совместное патрулирование;
  4. инструктаж и обучение дружинников;
  5. оказание дружинникам методической помощи в планировании и учете их работы.

Зарубежный опыт. Оценивая зарубежную практику взаимодействия полиции с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и предупреждения преступности, можно сделать вывод, что это направление правоохранительной деятельности получило наибольшее развитие в США. Это объясняется некоторыми факторами, характерными именно для этой страны, прежде всего исторически сложившимися отношением граждан к участию в обеспечении охраны правопорядка, а также готовностью правительства финансировать программы по предупреждению преступности. Исторический опыт и являющаяся закономерным результатом развития государственной и социальной системы своеобразная организация полицейских органов США привели к тому, что именно в этой стране возникли такие формы участия населения в правоохранительной деятельности, как общественная полиция и проблемно ориентированная полиция.

Первая модель полицейской деятельности — общественная полиция — представляет собой привлечение населения к взаимодействию с полицией таким образом, чтобы возросли значимость и возможности гражданского общества в вопросах обеспечения порядка и безопасности в сообществе и решения возникающих проблем. В соответствии с этой моделью действия полиции являются ответом на запросы населения.

Эта модель предполагает следующие направления полицейской активности:

  1. обслуживание населения в районе;
  2. превентивные акции;
  3. деятельность по формированию у населения чувства защищенности;
  4. усиление соответствующих позитивных установок среди общественности, их формирование и поддержание;
  5. развитие всех форм полицейской деятельности;
  6. сближение полиции и населения;
  7. налаживание контактов с другими исполнительными органами и общественными объединениями.

Анализируя опыт правоохранительной деятельности в этом направлении, следует отметить, что при этом взаимодействие с добровольными организациями правоохранительной направленности стоит наравне с контактами с местными органами власти (вопросы организации охраны объектов муниципальной собственности, финансирования образовательных программ для населения, выделение времени на каналах местного телевидение и т.д.), школами (проведение «юридических уроков» для школьников, организация охраны школ и т.д.), молодежными организациями.

Очень близка к модели «общественной полиции» модель «проблемной ориентации», которая представляет собой специфическую активность полиции по идентификации возникающих проблем и выявлению их причин. Базовая идея заключается в том, что в первую очередь нужно выявить причины возникновения проблем и бороться с этими причинами. Хотя и эта концепция деятельности полиции во многом рассматривает ее как организацию, предоставляющую населению специфические виды услуг, сообщество в данном случае является скорее «заказчиком», чем «равноправным партнером», как это предполагается концепцией «общественной полиции».

Большие успехи в деле участия населения в охране общественного порядка и профилактике правонарушений были достигнуты в Японии. В этой стране общественные организации практически взяли в свои руки профилактическую работу по предупреждению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних.

Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, например, существуют так называемые наставники несовершеннолетних. Главное полицейское управление страны способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всего государства. С 1967 г. в стране действует «Руководство по управлению системой наставников». В 1980 г. создан совет наставников несовершеннолетних. Наряду с наставниками несовершеннолетних активную помощь полиции в предупреждении преступности среди подростков оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, работающие в специальных подростковых центрах.

Кроме того, население оказывает помощь подразделениям полиции, занимающимся предупреждением преступности. Эти добровольцы объединены в ассоциации содействия предупреждению преступности, предотвращению разбойных нападений на финансовые учреждения, предупреждению преступлений, совершаемых в многоквартирных домах. Отдельные граждане работают инструкторами по предупреждению преступности среди населения и помощниками полиции по охране женщин от преступных посягательств. Среди обществ, которые оказывают помощь специальным подразделениям полиции, занимающимся несовершеннолетними, имеются такие, как Ассоциация матерей и Общество оздоровления условий жизни. Несколько добровольных ассоциаций граждан способствуют работе транспортных подразделений полиции.

Активизация деятельности по проведению в Российской Федерации политических, экономических, социальных и иных реформ сопряжена с наличием определенной криминогенной обстановки в стране. Все это не может не отражаться на уровне правонарушений среди всех категорий граждан. Статистические данные наглядно свидетельствуют о росте по ряду показателей количества противоправных деяний и о необходимости активизации работы подразделений полиции по предупреждению и пресечению правонарушений.

МВД России в качестве приоритетных направлений деятельности своей системы указывает на различные направления работы, в том числе такие как:

  1. совершенствование управленческой системы МВД России;
  2. предупреждение и пресечение актов терроризма, перекрытие каналов финансирования террористических организаций, организованной преступности, коррупции;
  3. воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений;
  4. совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции;
  5. совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с заявителями.

Все эти направления работы самым непосредственным образом связаны со служебной деятельностью участковых уполномоченных полиции, которые всегда находились и находятся на передовых рубежах борьбы с преступностью. Действенный и мощный заслон преступности невозможен без активизации оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции на закрепленных административных участках.

Кроме того, важнейшими вопросами в этой работе также являются: (1) формирование на административных участках, объектах оперативного обслуживания активов общественности, которые способны реально оказывать содействие в поддержании правопорядка по месту проживания и работы граждан; (2) разработка и реализация региональных программ совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции; (3) обеспечение создания им необходимых условий для работы с населением, образование актива общественности, нормальных условий для проживания на обслуживаемом участке; (4) обеспечение средствами связи, компьютерной техникой с поисковыми базами данных и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *