Какой объем должен быть у автомобильного огнетушителя


Какой объем должен быть у автомобильного огнетушителя

Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. (полностью текст требования приведен ниже)

Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.


Устройство огнетушителей

Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.

Подробнее вы можете узнать об этом из видео

Где должен находиться огнетушитель в автомобиле:

Даже самый хороший огнетушитель окажется бесполезным, если вы не сможете его достать. Огнетушитель должен находиться в доступной близости от водителя, а не лежать в багажнике. На самом деле это требование указывается в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В:

Приложение В

Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (АТС)

(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)

8.1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. 8.2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом. 8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС. 8.4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С. 8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ. 8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С. 8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. 8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.). 8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. 8.11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие. 8.12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители — не реже одного раза в 24 месяца.

Таким образом размещение огнетушителя в багажнике авто считаю недопустимым.

В интернете наткнулся на следующий совет: огнетушителя должно быть два, один большой ОП-4 в багажнике и один маленький ОП-2 под сидением водителя.

В своём фото архиве нашел нечто похожее:

Кому интересно привожу ниже паспорт своего старого огнетушителя ОП-2 (с пометками и дополнениями)

ОАО «Давлекановский завод противопожарного оборудования» Огнетушитель порошковый переносной ОП-2(з)-ABCE

(«з» в скобочках значит «закачной», т.е. использовании энергии сжатого газа находящегося внутри самого огнетушителя)

ТУ 4854-016-55800874-04

Требования к огнетушителю при техосмотре

И порошковый, и углекислотный огнетушители должны соответствовать нормам, учрежденным Роспожнадзором совместно с МЧС. На данный момент актуальны такие требования:

  • Соответствовать ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001. Если придерживаться предписанных в этих документах норм, 90% условий прохождения ТО будут выполнены.
  • Объем огнетушителя для техосмотра должен быть равен 5 литрам для грузовиков и 2 л – для легковых автомобилей.
  • Также стоит учитывать требования к массе. Она говорит о том, заполнено ли устройство полностью. Инспектор обязательно проведет замер веса огнетушителя. На легковых автомобилях он должен быть не менее 2 кг, на грузовых, соответственно, не менее 5 кг.
  • Важный параметр для техосмотра – срок годности автомобильного огнетушителя. Когда период годности истекает, снижается давление в баллоне, ухудшаются активные свойства внутренних веществ. Есть понятия реального и номинального срока эксплуатации. Инспектора ГИБДД будет интересовать именно второй, установленный нормативно: сам баллон используется не дольше 10 лет (дату покупки можно уточнить в паспорте устройства), перезарядка же проводится каждые 1,5–5 лет.
  • Обратите внимание на маркировку. Она должна содержать пользовательскую инструкцию и адрес предприятия, в которое можно обратиться за обслуживанием, а также дату дозаправки/полной заправки.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2018 году: требования ГИБДД

Множество современных автолюбителей слабо или совсем не понимают, нужен ли огнетушитель в машине. Некоторые откровенно игнорируют правила, не имея в транспортном средстве инструментария для оперативного реагирования при пожаре. Другие, не желая получать штраф за отсутствие огнетушителя в машине — возят с собой устройства откровенно просроченные, со стертой маркировкой.

Все категории водителей, которые не придают важности наличию исправного огнетушителя — рискуют не только своей жизнью и имуществом, но и безопасностью остальных участников дорожного движения.

Необходимость огнетушителя в автомобиле

Понять, нужно ли возить огнетушитель в машине — достаточно просто.

  1. Огонь может возникнуть в результате небрежности водителя или пассажиров. Например, из-за упавшего на сидение или напольные коврики окурка.
  2. Редко наблюдаются случаи непроизвольного попадания источника огня в салон автомобиля. Например, задувание искры с потоком встречного воздуха.

Однако самой частой причиной возгорания авто является короткое замыкание электропроводки или возгорание топлива, масла при авариях. Даже относительно слабый удар может вызывать катастрофические последствия.

Тушение автомобиля огнетушителями

Должен ли быть огнетушитель в автомобиле — можно понять на основании простого факта. Автомобиль сгорает очень быстро. Даже если пожарный расчет вдруг окажется поблизости и прибудет в течение 5 минут — ему останется сбить пламя только с остова машины. Поэтому оперативное реагирование играет решающую роль. Огнетушитель позволяет быстро подавить огонь на стадии его развития и остановить распространение пожара.

Требования к автомобильным огнетушителям

Иметь исправный и соответствующий требованиям законодательства прибор нужно не только затем, чтобы не платить штраф за просроченный огнетушитель в машине. Это важно для безопасности.

Поэтому требования Свода Правил 9.13130.2009 четко регламентируют требования к устройству, массогабаритным показателям и месту расположения огнетушителя.

Некоторые типы устройств считаются малоэффективными, однако они весьма удобны для использования, показывают высокую степень универсальности, низкий вторичный ущерб. Ими можно оснащать автомобили. Однако инспекторы ГИБДД часто скептически относятся к использованию такого оборудования. Но это никак не является причиной для того, чтобы платить штраф за отсутствие огнетушителя в машине марки, которую проверяющий считает пригодной к использованию.

Тип огнетушащего веществ

В автомобиле при оперативных действиях имеет малое значение, что загорелось. Даже если это обивка салона — материалы не могут быть поражены пламенем настолько глубоко, чтобы инициировать процесс тления с высокой возможностью вторичного загорания. Это дает возможность использовать в авто несколько типов огнетушителей.

Порошковые устройства

Порошковые модели считаются наиболее универсальными.

  • Могут тушить твердые горючие вещества.
  • Пригодны для подавления возгорания электрооборудования с низким напряжением автомобильной сети.
  • Справляются с возгоранием жидкостей, паров.

Однако принимать решение, должен ли быть в машине огнетушитель именно порошкового типа — нужно с учетом вторичного ущерба.

Порошковый огнетушитель для автомобиля

При применении устройства возможно попадание огнетушащего средства на слизистые, резкое падение видимости. Кроме этого, порошок крайне тяжело убирается и может вкипать в элементы отделки салона. Несмотря на свои недостатки — порошковые устройства рекомендованы к применению, не в последнюю очередь благодаря неприхотливости.

Сегодня выпускаются несколько видов огнетушителей для автомобилей. Это оборудование с газогенераторным патроном, закачное, с баллоном со сжатым воздухом.

Углекислотные модели показывают высокую эффективность.

  1. Способны быстро сбить пламя.
  2. Понижают температуру в очаге возгорания.
  3. Вытесняют кислород из целевой зоны.
  4. Просты в использовании.
  5. Позволяют достаточно свободное воздействие, позволяющее добраться до пламени в ограниченном пространстве.

Опасность использования углекислотных моделей связана с возможностью обмораживающего ожога от прикосновения к раструбу, а также токсического отравления при высокой концентрации углекислого газа.

Углекислотный огнетушитель в машину

Однако такое устройство максимально удобно: позволяет выбрасывать огнетушащее вещество порционно, обладает более долгим сроком работы, не наносит вторичного ущерба. Поэтому, если не хочется связываться с порошковыми моделями и пугает, какой штраф за отсутствие огнетушителя в машине — углекислотная модель станет отличным вариантом оснащения.

Аэрозольные устройства

Аэрозольные модели, в первую очередь воздушно-пенного типа — привлекательны для водителей. У них нет вторичного ущерба, отрицательных эффектов применения. Однако устройства работают достаточно малое время, имеют недостаточное количество огнетушащего вещества для подавления серьезного пожара. Но в качестве средства оперативного реагирования они идеальны.

Инспекторы ГИБДД крайне скептически относятся к присутствию устройств аэрозольного класса в машине. Однако они — не запрещены. На этой позиции рационально настаивать, если инспектор пытается выписать квитанцию, осматривая автомобиль штраф если нет огнетушителя.

Автомобильный аэрозольный огнетушитель

Устройство любого типа, которым укомплектована машина — должно соответствовать действующим стандартам.

Требования в 2018 году — ГОСТ Р51057-2001, ГОСТ НПБ 155-2002. Несоответствие устройства критериям означает, что инспектор вправе выписать штраф за езду без огнетушителя.

Вес

Общая масса устройства, согласно законодательным нормам, должна составлять 2 кг для легкового автомобиля и 5 — для грузового транспорта. Такой вес должно иметь заправленный и готовый к использованию огнетушитель.

Объем

Многие водители, особенно женского пола — стараются выбрать как можно более компактный огнетушитель. Наличие в машине устройства, которое не соответствует установленным нормам — фактически рассматривается как его отсутствие.

Масса автомобильного огнетушителя

Чтобы не узнавать на практике, какой штраф если нет огнетушителя в машине — рекомендуется покупать модели, отвечающие законодательным стандартам. В легковом автомобиле должен использоваться огнетушитель объемом не менее 2 литров. На грузовом транспорте — не менее 2 литров.

Расположение в автомобиле

Устанавливать огнетушитель или постоянно хранить, или перевозить его в багажнике — строго запрещено. Также не разрешается располагать его в труднодоступных для водителя местах салона. Например, на полке за задними сидениями. Огнетушитель должен быть размещен в зоне свободного моторного доступа водителя. Простыми словами — устройство нужно располагать так, чтобы его легко было взять рукой без неестественного изменения положения тела.

Расположение огнетушителя в автомобиле

Если конструкция автомобиля не предусматривает штатного места для размещения огнетушителя — его можно закрепить на специальных кронштейнах. Последние — можно приобрести в любом магазине автозапчастей и аксессуаров.

Заключение

Чтобы быть уверенным в своей безопасности — рекомендуется обязательно покупать огнетушитель только в специализированных магазинах, проверять маркировку и требовать сертификаты на продукт. Необходимо тщательно следить за состоянием устройства: не допускать механических повреждений, воздействия прямого солнечного света, других негативных факторов, указанных в техническом паспорте. Все автомобильные огнетушители должны вовремя перезаряжаться, при необходимости — проходить проверки, если это регламентировано производителем.

: Огнетушитель для автомобиля. Какой лучше?

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/kakoj-ognetushitel-dolzhen-byt-v-mashine.html

Требования к огнетушителю при техосмотре 2018 года

Какие требования актуальны в этом году:

  1. Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
  2. При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
  3. Срок годности – немаловажный показатель. Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.

При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.

Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится

Он обязательно обратит внимание и на маркировку, и на исправность манометра, и на давление, которое показывает. Обязательно проверит пломбу, которая блокирует работу устройства, шланг подачи огнетушащего вещества, распылитель и прочее

Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.

Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.

Внимание! Иногда проще приобрести новый огнетушитель для автомобиля, чем перезаряжать старый. Тем более, разница в услугах перезарядки незначительно дешевле приобретения агрегата.

На что обратить внимание, приобретая новый аппарат

Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:

  • приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
  • обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
  • необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
  • ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
  • ознакомьтесь с сертификатом.

Внимание! Необходимо проверять срок годности в процессе эксплуатации огнетушителя. Может случиться так, что он просто откажет в самой экстремальной ситуации. К тому же за просрочку, если это обнаружит инспектор ГИБДД, вам выпишут штраф.

Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D». Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».

Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.

Где должен храниться огнетушитель автомобильный

Как показывает практика, чаще всего – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.

Но все чаще автовладельцы предпочтение отдают сразу двум огнетушителям: один углекислотный устанавливают в кабине, а порошковый держат в багажнике. Лучше переплатить, но быть уверенным, что жизнь находится в безопасности.

Как пользоваться

Что касается вопроса непосредственного использования, то никаких сложностей в этом нет. Основная задача – своевременно среагировать. Все действия сводятся к четырем простым операциям:

  • сорвать пластиковую или металлическую пломбу, что не представляет особого труда;
  • вытащить чеку, дернув за кольцо;
  • направить сопло раструба на огонь;
  • нажать на пусковой рычаг.

Обратите внимание, что в некоторых моделях выброс огнетушащего вещества может произойти с задержкой в пределах 5 секунд. Это норма, беспокоиться нет причин. Самый большой выброс, он мощный и эффективный, происходит в течение первых 9 секунд. Именно в это время и надо постараться сбить пламя.

Огнетушители в машину – это не прихоть ГИБДД. Это реальная возможность сохранить себе жизнь, если по каким-то причинам машина загорелась.

Видео:

Огнетушители порошковый и углекислотный: какой лучше?

Существует несколько типов огнетушителей, однако в 2020 году для автомобилей рекомендуется использовать только 2 из них – порошковый и углекислотный. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки каждого из них.

Порошковый

Этот тип противопожарного устройства содержит специальный огнетушащий порошок, который образует плотный пенный состав, блокирующий доступ кислорода.

В результате тушится огонь и устраняется возгорание. Маркировка данных устройств – ОП, то есть – огнетушитель порошковый.

Помимо того, на устройстве могут быть и дополнительные обозначения, например:

  • «Г» – оборудован газогенерирующим патроном;
  • «З» – закачной;
  • «Б» – баллон с газом, находящийся под давлением.

Такая маркировка указывает на способ создания давления. Надо отметить, что 2 последних типа огнетушителей срабатывают с задержкой около 5 секунд.

Порошковые огнетушители обладают рядом преимуществ:

  • тушат пожары любой сложности (классы А-Е);
  • препятствуют вторичному возгоранию;
  • они легче и дешевле устройств другого типа.

Необходимо также обозначить и минусы ОП:

  • очень загрязняют поверхность;
  • налипший порошок трудно отмыть.

Углекислотные (ОУ)

Активным веществом здесь выступает диоксид углерода (СО2). При наполнении углекислый газ сжимается до предела, за счёт чего отпадает необходимость дополнительного нагнетания давления.

Возгорание устраняется с помощью мощной струи диоксида углерода, понижающего температуру в очаге и сбивающего огонь. Особенно эффективными эти огнетушители оказываются, когда необходима ликвидация пожара в местах трудного доступа.

Помимо того, после использования ОУ не нужно отмывать машину от пены.

Однако существуют и определённые риски при пользовании углекислотных огнетушителей, такие как:

  1. Отравление диоксидом.
  2. Нанесение ожогов от раструда.
  3. Отдача, возникающая из-за сильного потока газа, способна вырвать огнетушитель из рук.

Углекислотные огнетушители хоть и обладают несколько лучшими характеристиками, но они тяжелее порошковых, и в 2-3 раза дороже. Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель.

Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *