Перевод земельного участка в категорию земель промышленности


Перевод земельного участка в категорию земель промышленности

Основная сложность в том, что не всегда разрешается переводить сельскохозяйственные земли в другую категорию. Это допустимо в следующих случаях:

  1. Консервация и создание особо охраняемой территории, а также изменение вида разрешенного использования участка на рекреационный, природоохранный и т.д.
  2. Корректировка или установление черты населенного пункта.
  3. Размещение промышленных объектов, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по рынку.
  4. Выполнение международных обязательств.
  5. Добыча полезных ископаемых.
  6. Размещение объектов коммунального, бытового или социального назначения, а также для целей образования и здравоохранения.
  7. Строительство линий электропередач, дорог, железнодорожных путей и различных трубопроводов.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ, нельзя перевести сельскохозяйственные земли в другую категорию, если кадастровая стоимость будущего участка превысит среднюю по району более чем на 50 %. Также запрещается перевод особо ценных и продуктивных земель.


Как перевести — пошаговая инструкция

  1. Определите, в какое ведомство нужно обратиться.

    Сначала нужно определить, в чьей собственности находится участок земель промышленности, которому нужно изменить категорию. От этого зависит, в какой орган власти нужно обращаться с ходатайством.

    Если территория находится в частной или муниципальной собственности, то ходатайство пишется в муниципалитете. В органах местного самоуправления обычно есть земельный комитет, который занимается вопросами смены категории.

    Если владельцем земли является государство, то необходимо обратиться в соответствующий исполнительный орган госвласти.

  2. Подготовьте ходатайство.

    Следующим шагом изменения категории промземель будет подготовка ходатайства по установленной форме. Образец ходатайства предоставляют органы власти.

    В ходатайстве указываются:

    • кадастровый номер участка;
    • категория земель на данный момент и категория, в которую планируется перевести данный участок;
    • аргументы в пользу перевода участка из одной категории в другую;
    • права на данный участок.

    Скачать бланк ходатайства о переводе земель

  3. Подготовьте пакет документов к ходатайству.

    К ходатайству необходимо приложить:

    • Выписку из госкадастра недвижимости, в которой должны быть сведения о земельном участке.
    • Копии паспортов физических лиц или выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
    • Выписку из ЕГРН.
    • Заключение органа государственной экологической экспертизы, если этого требует законодательство.
    • Письменное согласие владельца участка на смену категории, если владелец лично не участвует в данной процедуре.
  4. Оплатите перевод земель в иную категорию и госпошлину.

    Госпошлина в размере 350 рублей оплачивается за внесение изменений в реестр кадастрового учёта. Кроме госпошлины, нужно будет оплатить перевод земель из одной категории в другую.

    Сумма будет зависеть от целей использования участка. Ежегодно эта сумма меняется. В 2018 году она составляет 9000-12000 рублей за одну сотку. Это больше, чем в 2017 году, на две-три тысячи рублей.

  5. Подождите принятия решения.

    Решения по ходатайству принимаются в установленные сроки. Если ходатайство направлялось в исполнительный орган госвласти, то на ожидание может уйти три месяца.

    Если решение принимают местные власти, то им отводится два месяца. Акт о принятом решении отправляется заявителю в течение двух недель с момента рассмотрения.

Категории земель в Российской Федерации

Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) [1].

Согласно основному законодательному акту в земельной сфере земли по целевому назначению делятся на следующие СЕМЬ категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения – земли за границами населенного пункта предоставленные для нужд сельского хозяйства;

2) земли населенных пунктов – земли для застройки и развития населенных пунктов;

3) земли промышленности,энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения) – земли за границами населенных пунктов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (ООПТ) – земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из хозяйственного оборота и для которых установлен особый правовой режим;

5) земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие);

6) земли водного фонда – земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов;

7) земли запаса – земли в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Справка.Впервые в России попытка классифицировать земли по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г. вЗаконе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на категории по целевому назначению в современном виде.

Использование земель не по целевому назначению запрещается. Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому довольно часто для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации [1], законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[2], а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Закон о переводе земель из одной категории в другую

Рассмотрим основные положения Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» далее Закон о переводе земель из одной категории в другую.

Общий порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую изображен на рис. 1. Ниже приведены комментарии.

Рисунок 1. Процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.

Комментарии:

1) В Законе о переводе земель из одной категории в другую указанно, что ходатайство в уполномоченный исполнительный орган подает заинтересованное лицо. Но нигде в документе нет разъяснения, кто может выступать в роли заинтересованного лица. Это может быть только правообладатель земельного участка или и другое лицо, которое представляет интересы правообладателя. Мы склоняемся ко второму варианту, поскольку дальше в перечне документов, которые подаются вместе с ходатайством, есть документ, подтверждающий согласие правообладателя.

Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков выступают не только собственники земельных участков, но и землепользователи, землевладельцы и арендаторы. По сути, заинтересованными лицами могут выступать юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вопрос о том, кто имеет право подавать ходатайство о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую чрезвычайно важен, так как одной из причин отказа в рассмотрении ходатайства является подача его ненадлежащим лицом.

2) Уполномоченными органами на рассмотрение ходатайства о переводе земель из одной категории в другую являются:

а. Правительство Российской Федерации в отношении земель в федеральной собственности;

б. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении всех земель в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения в муниципальной и частной собственности;

в. Органы местного самоуправления – в отношении земель в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Из этого следует, что полномочия по принятию решения об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения как более ценных имеют только Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не могут принимать решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.

3) В ходатайстве о переводе земельных участков из одной категории в другую необходимо указать:

а. кадастровый номер земельного участка;

б. текущую категорию земель, к которой отнесен земельный участок;

в. категорию земель, в которую планируется перевести земельный участок;

г. обоснование для перевода;

д. права на земельный участок.

Вместе с ходатайством заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган государственной власти пакет документов. В законе указано, что заявитель должен лично подать только копию документа, подтверждающую личность заявителя (выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), а также документ, подтверждающий согласие правообладателя земельного участка. Другие документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. Нередкими бывают случаи, когда уполномоченные органы требуют от заявителя предоставления полного перечня документов.

4) В законе прямо указано, что акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд. Но в законе нет прямого указания, можно ли обжаловать в суде возврат ходатайства без рассмотрения.

5) После принятия актов о переводе земельных участков из одной категории в другую и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости переоформлять правоустанавливающие документы на земельные участки нет необходимости.

6) В случае нарушения установленного порядка акты о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую могут быть признаны недействительными.

7) Изложенный порядок перевода земель из одной категории в другую справедлив для всех категорий земельных участков, кроме земель населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли других категорий или земель из состава других категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности производится только путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок установления и изменения границ населенных пунктов регулируется ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Когда перевод земли не допускается?

Когда исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о переводе земель, принимают Акт об отказе в переводе земель, то для этого есть ряд причин, которые могут послужить основанием для отказа. Перевод земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

1) если в федеральном законодательстве установлен прямой запрет или ограничение на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) если для перевода земель в законодательстве установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы и результаты такой экспертизы оказались отрицательными – перевод земли из одной категории в другую противопоказан;

3) испрашиваемое целевое назначение земель или земельных участков не соответствует территориальному планированию и землеустроительной документации.

Процедура перевода земли в другую категорию

Для того чтобы изменить категорию земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

  1. Обращение в компетентное ведомство с соответствующей заявкой и приложением к ней нужной документации. Если рассматриваемый объект находится в компетенции субъекта Федерации, обращение происходит в департамент земельных ресурсов. В большинстве случаев услуга предоставляется местным муниципалитетом, а именно городским или районным комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями.
  2. Если обращение будет происходить от лица, не имеющего прав на землю, или чье представительство не установлено доверенностью, либо состав и форма предъявляемых документов не соответствует законодательной – в заявке на перевод будет отказано в момент ее оформления.
  3. Если несоответствие документации будет обнаружено позднее, отказ в делопроизводстве принимается в течение 30 дней после оформления заявки.
  4. В случае компетентности заявителя и предъявления им пакета документов, по форме и содержанию отвечающего законодательным нормам, рассмотрение заявки осуществляется в течение 2 месяцев. Если компетентным ведомством является правительство РФ или отдельного региона, срок рассмотрения – 3 месяца.
  5. Вынесенное решение оформляется в форме соответствующего акта, устанавливаемого на неограниченное время. Этот документ направляется заинтересованной стороне в течение 14 рабочих дней после вынесения компетентного решения и должен содержать обязательную информацию, указанную в ст. 3 основного закона.

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке. Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

В зависимости от того кому принадлежит земельный участок ходатайство следует подавать:

  1. в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительство Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация, мэрия, правительство). Такие полномочия могут быть возложены и на одно из структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ.
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – орган местного самоуправления (администрация муниципального района, городского округа, поселения).

Земли сельхозназначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в любую другую категорию в 2018 запрещен, впрочем, как и прежде, если земельный участок отличается особой ценностью и имеет высокий уровень продуктивности. В перечень с/х земель включены поля сельскохозяйственный НИИ, а также участки, чья кадастровая стоимость гораздо выше, чем средняя стоимость муниципального образования. Исключения случаются крайне редко.

Более того, с недавнего времени перевод сельхоз земель из своей категории в любую другую может грозить значительными штрафами в виде денежной компенсации. На законодательном уровне это будет рассмотрено в качестве нецелевого использования участка земли.

Штрафы в 2018 году варьируются от 200 000 до 250 000 рублей, окончательная сумма зависит от кадастровой стоимости участка. Некоторые граждане, пытаются обойти закон и перевести свой земельный участок в другую категорию, в результате получают проблемы с законом и денежные штрафы.

Земли населенных пунктов

Изменений по сравнению с прошлыми годами в текущем 2019 нет, но с причинами невозможности перевода будет полезно ознакомиться.

Суть в том, что данная процедура возможна только в том случае, если территория рассматриваемой земли будет включена в административные границы рассматриваемого населенного пункта. В целом, получить разрешение очень сложно, зафиксированных случаев, когда куски земли выводили из границ населенных пунктов, переводя в другую категорию, очень мало.

К территориям, принадлежащим данной группе в 2019 году, относятся:

  • зоны, на которых ведутся сельхоз работы,
  • производственные зоны,
  • зоны военной подготовки,
  • особо охраняемые территории,
  • зоны специального назначения,
  • территории, засаженные лесопарком,
  • декоративные пруды или облагороженные озера.

Промышленные земли

Перевод земель, предназначенных для промышленных работ, в любую другую категорию реализуется проще, чем перевод любого другого участка земли в иную категорию. Изменений в новом году этот аспект вопроса также не потерпел.

Но есть несколько исключений, при которых перевод невозможен:

  • территория загрязнена и застроена заброшенными и аварийными зданиями, постройками и свалками (однако, в этом случае все же есть возможность получить разрешение на перевод: утвердить проект рекультивации рассматриваемого участка земли),
  • на земельном участке проводились работы, напрямую связанные с повреждением почвенного слоя (в этом случае также разрешение можно получить после полнейшего восстановления поверхности земельного участка, подтвержденным проектом рекультивации, но в этом случае это должны быть решением собственника, а не приказом представителей законодательной власти).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *