Раздел земельного участка под объектом недвижимости

Содержание

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Раздел земельного участка под объектом недвижимости

СТ 39.20 ЗК РФ

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

2.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

3.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

4.

В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

5.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

7.

В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 – 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 – 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

10.

Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

11.

В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.

В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.

Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.

13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-20-zk-rf

Раздел земельных участков

Раздел земельного участка под объектом недвижимости
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Раздел земельных участков

Под разделом участка подразумевается способ образования участков, который закреплен на законодательном уровне в 11 статье Земельного кодекса РФ.

В рамках земельного законодательства часть участка не является объектом правоотношений, т.к. в результате деления участка на две части получаются новые земельные участки меньших размеров. У каждого собственника есть возможность провести раздел своего имущества, чтобы иметь возможность отчуждения его определенной части.

Под разделом участка подразумевается способ образования участков, который закреплен на законодательном уровне в 11 статье Земельного кодекса РФ.

В качестве результата проведения подобной процедуры образуются несколько участков, а первоначальный единый участок, из которого происходило их образование, соответственно, перестает существовать. Это правило является обязательным для выполнения, за исключением некоторых случаев, установленных на уровне законодательства.

В результате проведения раздела у владельца первоначального единого участка появляется право собственности на все полученные объекты.

Цель проведения раздела участка. Процедура раздела участка. Минимальный размер участка для раздела

Раздел единого участка проводиться исключительно по личному желанию реального собственника. Самая частая причина начала такой процедуры – желание продать часть своей недвижимости. При разделе у владельца появляется возможность продать часть земли, оставив остальное в своей собственности.

На законодательном уровне происходит разделение минимального размера участков в зависимости от категории земель. В частности, минимально допустимый размер:

  • участка для фермерского хозяйства – площадь 2 га;
  • участка для ведения личного садоводства – площадь 0,06 га;
  • участка, предназначенного только для огородничества, – размер 0,04 га;
  • участка для ведения личного дачного строительства – размер 0,06 га.

Образование участка путем раздела

Под образованием единого участка подразумевается определенный этап, который предшествует включению данного объекта недвижимости в гражданский оборот.

Однако стоит помнить о том, что участок, прошедший через процесс образования, не сразу остановится участником оборота, так как для начала ему необходимо пройти определенные процедуры, предваряющие его образование. Под данными процедурами подразумевается постановка объекта на кадастровый учет и предоставления его собственнику на каком-либо праве.

На основании Земельного кодекса РФ устанавливаются правила, на основании которых происходит образование участков. Всего выделятся несколько оснований для образования участков, среди которых:

  • раздел;
  • объединение;
  • перераспределение;
  • выдел.

Раздел единого участка может осуществляться исключительно в отношении уже существующего участка земли.

Раздел участка в натуре

В результате землеустройства единый участок в натуре делится на два или три новых объекта, каждый из которых должен соответствовать установленным требованиям. Первоначально каждый такой объект недвижимости, полученный путем раздела в натуре, должен пройти процедуру постановки на кадастровый учет, после которой он сможет полноценно принимать участие в гражданском обороте.

Постановка каждого участка, полученного путем раздела в натуре, производится одновременно, достаточно всего лишь предоставить определенный пакет правильно оформленных документов.

Раздел с измененным земельным участком, части участка, участка, расположенного под многоквартирным домом

Согласно гражданскому законодательству можно провести раздел только одной части земельного участка. Так как каждый собственник доли имеет право самостоятельно распоряжаться своей долей, он может потребовать выдела отдельного участка. При отсутствии согласия собственника, это можно сделать через суд.

При этом на законодательном уровне не закреплено право совершать раздел земли, находящейся под многоквартирным домом, поэтому осуществить такую процедуру нет никакой возможности даже через составление искового заявления в суд.

Раздел участка с измененными границами возможен, но сопряжен с большим количеством проблем с оформлением в кадастровой палате.

Раздел земельного участка между собственниками доли и в едином землепользовании. Соглашение о разделе земельного участка

Если участок находится в пользовании одного собственника, то никаких проблем с его разделом не возникает. В таком случае раздел происходит согласно предусмотренному плану на два и более участка. А вот если земля принадлежит нескольким реальным владельцам, имеющим свои доли, придется обратить внимание на некоторые обстоятельства:

  • Участок может быть поделен и без получения согласия совладельцев. Оно может быть предоставлено ими в Росреестр в течение двух лет с момента проведения раздела, иначе он будет аннулирован. На данном этапе возможно составление такого документа как соглашение о разделе земельного участка на отдельные доли для землепользования, тогда никаких проблем с разделом не возникнет.
  • При отсутствии согласия между собственниками доли возможна подача иска в суд.

Раздел участка через суд. Исковое заявление о разделе земельного участка

При отсутствии между всеми собственниками согласия о мирном делении земли, можно обратиться в суд за разделом. На самом деле, такая ситуация встречается достаточно часто, поэтому не стоит опасаться начала судебного разбирательства.

Точные границы раздела для последующего землепользования отдельных лиц будут определены судом на основании проведения им специальной землеустроительной экспертизы.

В таком случае, после подачи иска и положительного решения суда, в качестве заявления о согласии всех собственников будет действовать соответствующее решение, которым будет установлен точный порядок землепользования новыми участками.

Правила, установленные для раздела земельных участков

При разделе участков обязательно соблюдение нескольких правил и определенного порядка действий:

  • каждый новый участок обязательно должен иметь свой подъезд или подход;
  • исходных участок, из которого происходило образование новых объектов недвижимого имущества, после окончания данной процедуры прекращает свое существование;
  • после раздела своего участка у владельца появляется право собственности на все объекты недвижимости, образовавшиеся путем проведения данной процедуры;
  • все участники общей собственности также сохраняют свое право на каждый образованный в результате образования участок, если прочее не установлено на уровне заключенного между сторонами соглашения.

Межевой план по разделу земельного участка

В данный момент сотрудники кадастровой палаты при разделе участка не принимают межевой план на бумажном носителе. Сейчас актуален только электронный вариант, который включает в себя:

  • текстовую часть. Подготовкой данной части занимается кадастровый инженер;
  • графическую часть. Подготовку этой части также осуществляет инженер;
  • приложение. Данную часть предоставляет заказчик.

Главное в межевом плане – чертеж, на котором четко обозначены границы будущих участков.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/razdel-zemelnyh-uchastkov.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-3939 Относительно порядка раздела жилого дома и земельного участка

Раздел земельного участка под объектом недвижимости

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе “Недвижимость” (/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости).

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”).

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Однако, следует учитывать что согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”) не допускаются.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции до 1 января 2017 г.) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

Относительно раздела жилого дома отмечаем.

Принимая решение о “разделе” жилого дома, необходимо иметь в виду положение абзаца второго пункта 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если выдел доли в натуре не допускается законом, собственник, выделяющий свою долю в натуре, имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности, а также статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.

При этом согласно пункту 35 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

При этом с учетом положений пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г.

N 6/8, невозможность выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре, в том числе и в случае, указанном в пункте 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон.

Вместе с тем в случае если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, что бы его раздел стал возможным.

В силу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование.

При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов.

Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

При этом следует учитывать, что применительно к рассматриваемому в обращении случаю, упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках (не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).

Также обращаем особое внимание, что решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.

Учитывая изложенное, для того, чтобы “разделить в натуре” указанное в обращении здание (индивидуальный жилой дом) на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание “жилой дом блокированной застройки”.

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил N 55.13330.2011 “Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001”, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789).

В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах “Заключение кадастрового инженера” технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г.

N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов “Описание местоположения объекта недвижимости”, “Характеристики объекта недвижимости”, “Заключение кадастрового инженера” (при необходимости), “Схема геодезических построений”, “Схема”, “Чертеж”, “План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения” (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

На основании статьи 41 Закона N 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлены статьей 15 Закона N 218-ФЗ.

Обращаем также внимание, что вопросы строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесены к компетенции Минстроя России в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038. В этой связи за разъяснениями относительно особенностей осуществления работ по реконструкции объектов капитального строительства с целью их раздела в конкретном случае полагаем целесообразным обратиться в Минстрой России.

Сообщается, что кадастровый учет и регистрация права собственности на помещение или помещения (в т. ч. жилые) в жилом доме (объекте ИЖС) или в жилом строении не допускаются.

В целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. В частности, возможна реконструкция, в результате которой будет создано здание “жилой дом блокированной застройки”.

При этом следует учитывать, что одновременно необходимо решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на соответствующем земельном участке (с учетом, например, требований к минимальному размеру участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования участка.

В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов.

Снятие с кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с кадастровым учетом и регистрацией прав на все объекты, образованные из таких объектов недвижимости.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71562920/

Раздел земельного участка для образования нового. Законодательство

Раздел земельного участка под объектом недвижимости

Земельный участок является основным производственным ресурсом как для крупных компаний, так и для физических лиц, которые живут в своих интересах. В некоторых случаях участки должны быть разделены для более качественной эксплуатации этого ресурса.

Определение и нормы закона

Разделом земельного участка признается специальная кадастровая процедура, во время которой на основании существующих данных о межевом состоянии конкретного участка производится раздел его на несколько наделов. При этом, если условия действующего законодательства или пожелания собственника разделяемого участка позволяют, разделяемый участок может быть сохранен в изменённых границах.

Раздел земельного участка находится в ведении сразу нескольких крупных нормативных актов, основными из которых являются Гражданский и Земельный Кодексы Российской Федерации.

На Земельный Кодекс возложена обязанность урегулировать процедуру, связанную с непосредственным разделением существующего земельного участка в срезе осуществления такой возможности с позиций существующих категорий земель.

Вопросы, связанные с регулированием процедуры раздела существующего земельного участка, в том числе, если необходимо сохранить существовавшие ранее границы, регулируются нормами статьи 11.4 данного нормативного акта.
Гражданский Кодекс в свою очередь занимается регулированием всех вопросов, связанных с оформлением возникших прав на новые участки, даже если изначально разделённый участок сохранился в изменённых границах.

Гражданский Кодекс выступает также и в качестве регулятора оснований, при наступлении которых может быть осуществлён раздел (устанавливает режим общей долевой собственности, совместной собственности, порядок совершения сделок с разделённым участком, в том числе, с теми участками, которые находятся в совместном имуществе супругов).

Какие участки можно разделить?

Разделение участков может происходить на основании пожеланий совладельцев исходного надела или в соответствии с постановлением уполномоченного органа по управлению государственным и муниципальным имуществом.

При этом, категория участка, который будет разделяться, значения иметь не будет. То есть разделу могут подвергаться и земли, которые отнесены к категории земель населённых пунктов, и те земли, которые признаны сельхозугодиями.

Последние земли могут быть разделены только с сохранением первоначального участка в изменённых границах.

При разрешении вопроса о возможности разделения того или иного участка ключевую роль будут иметь его качественные характеристики, а именно:

  • Площадь участка, которая не должна быть меньше установленных законом санитарных норм (размер минимального участка должен колебаться от шести до семи соток в зависимости от региона);
  • Наличие на разделяемом участке природных или техногенных объектов, которые могут затруднить эксплуатацию вновь образованного надела (овраги, трансформаторные будки для обеспечения электроэнергией жильцов того или иного дома или улицы, которые устанавливались по решению муниципалитета) и т.д.

При этом, решение о разделе участка принимает не только кадастровый инженер после изучения представленных документов и установления факта соответствия существующего участка санитарным нормам.

Такой раздел должен быть согласован с местной администрацией в лице её руководителя или соответствующего должностного лица.

Необходимость такого согласования объясняется тем, что регистрация произведённого раздела будет осуществляться с внесением соответствующих изменений в существующие кадастровые и иные документы, в том числе, и на уровне местной администрации.

Основания и причины раздела

Раздел существующих земельных участков может быть осуществлён по нескольким основаниям:

  • В случае приобретения участка несколькими совладельцами с целью эксплуатации участка, если было принято решение эксплуатировать его самостоятельно каждому собственнику;
  • В случае, если земельный участок передаётся по наследству (если он находится в собственности у наследодателя или в пожизненном наследуемом владении) нескольким наследникам. При этом, суммарная площадь участка больше минимальной (если три наследника, то 18 соток и больше, четыре – 24 и больше и т.д.);
  • Осуществляется раздел совместно нажитого имущества супругами при принятии ими такого решения или в случае расторжения брака;
  • Желание владельца одного участка образовать несколько новых путём выделения долей в его имуществе для дальнейшего распоряжения долями;
  • В случае, если речь идёт о землях, предоставленных садоводческим некоммерческим товариществам, если участники такого товарищества приняли решение оформить в индивидуальную собственность свои участки (общий надел сохраняется в изменённых границах);
  • Если в процессе эксплуатации арендуемого участка возникла необходимость осуществить перераспределение земель путём его раздела, и такой раздел осуществляется собственником участка по просьбе арендатора.

Как разделить?

Процедура раздела земельного участка на несколько частей выглядит следующим образом.

Пишется заявление о необходимости раздела существующего участка на несколько частей. Данное заявление пишется в адрес администрации и уполномоченные органы.

В течение тридцати дней оно рассматривается на предмет возможности осуществления раздела участка с соблюдением санитарных норм.

Образец заявления о разделе земли доступен по ссылке.

На основании вынесенного решения о возможности такого раздела заинтересованные лица обращаются к кадастровому инженеру с ещё одним заявлением – о проведении работ по разделу. Данные работы являются платными, поэтому, в случае согласия инженера, заключается договор оказания услуг.

Кадастровому инженеру предоставляются все имеющиеся на участок межевые и кадастровые документы, характеризующие участок.

Если у надела несколько собственников, и только один желает осуществить раздел или выделить свою долю в натуральном виде, необходимо предоставить нотариально заверенные согласия остальных владельцев на осуществление раздела. В противном случае вопрос будет решаться в суде.

Скачать образец соглашения можно, перейдя по ссылке.

На основании предоставленных документов кадастровый инженер на месте (на участке) проводит работы по созданию новых границ и выделению участка в самостоятельный надел.

По итогам проведённых мероприятий участок регистрируется в качестве самостоятельного надела с оформлением всех правоустанавливающих документов.

Если выделение доли участка путём его раздела будет осуществляться в натуре, то по итогам такого раздела владелец новообразованного надела может сразу заняться возведением раздела или иной межевой границы. При этом, старый участок, который подвергся разделу, прекращает своё существование с юридической точки зрения.

Если же участок должен быть сохранен, об этом кадастрового инженера необходимо предупредить отдельно. В этом случае весь комплекс мероприятий будет отвечать требованиям сохранения участка в изменённых границах. Собственно, доказательством сохранения участка в изменённых границах станет соответствующий акт кадастрового инженера.

Когда идти в суд?

Обращение в суд становится необходимым в том случае, если участники процедуры раздела имеющегося участка не смогли договориться о проведении мероприятий, направленных на осуществление раздела существующего участка.

В этом случае тот собственник или лицо, которое выступает инициатором раздела (например, арендатор конкретной части или целого участка) имеет право обратиться в суд для принудительного проведения процедуры.

Однако, в том случае, если обращение в виде подачи искового заявления осуществляет не собственник участка, а иное лицо, такой истец должен подтвердить свои полномочия по предоставлению интересов законного владельца или обосновать необходимость принять судом к рассмотрению его точку зрения (например, он арендует только небольшую часть участка, но, из-за того, что раздел не был осуществлен, платит за аренду всей территории надела).

К исковому заявлению, подаваемому в суд по гражданским делам, необходимо приложить все имеющиеся кадастровые документы на участок, а также те документы, которые смогут подтвердить объективность выставляемых требований (договор аренды с указанием арендуемой площади участка и суммы выплачиваемой арендной платы, а также результаты проведенной оценки земель на предмет установления цены участка и соразмерности арендной платы и т.д.).

В тексте самого искового заявления необходимо указать не только данные истца, ответчика и привлекаемых к рассмотрению третьих лиц, но также и все обстоятельства, при которых возникло нарушение интересов истца, которое повлекло необходимость решения вопроса с использованием судебных органов.

Так как рассмотрение дела в суде является последней инстанцией для разрешения возникшего спора, в тексте искового заявления истец должен указать, какие мероприятия были им предприняты для разрешения существующего спора, а также какие результаты в ходе этих мероприятий были достигнуты.

Исковое заявление подается в суд лично или по почте в количестве стольких экземпляров, сколько сторон будет участвовать в деле, включая суд.

Заключение

Раздел земельного участка – кадастровая процедура, которая осуществляется в случае возникновения необходимости в таком разделе в ходе эксплуатации существующего участка.

Выделяют несколько видов разделов, главными из которых являются раздел с сохранением исходного участка, а также с выделением доли в натуре.

Если о проведении мероприятий по разделу не удается договориться самостоятельно, заинтересованные стороны могут обратиться в суд с гражданским иском.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/razdel-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.