Списать машины бюджетной организации


Для списания и утилизации автомобиля в бюджетном учреждении необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составляется служебная записка на списание автомобиля, образец которой приведен ниже.
  2. Приказом по учреждению назначается комиссия для обследования автомобиля и принятия решения о списании. Возможно привлечение стороннего эксперта.
  3. На основании решения комиссии издается приказ о списании основного средства.
  4. Выполняется процедура по снятию автомобиля с учета в ГИБДД в связи с утилизацией.
  5. Составляется акт о списание автомобиля в бюджетном учреждении формы 0504105.
  6. В бухгалтерском учете выполняются проводки по списанию ТС.
  7. Выполняется демонтаж.
  8. Ставятся на приход пригодные к использованию запчасти и металлолом.

Д-тК-тПримечание0 104 35 4110 101 35 440Списана балансовая стоимость автомобиля со 100% износом0 105 06 3400 401 10 180Оприходованы пригодные запчасти по рыночной стоимости0 105 06 3400 401 10 180Оприходован металлолом по рыночной стоимости

Если автомобиль входит в перечень особо ценного движимого имущества, сформированный учредителем на основании ПП № 538 от 26.07.2010 года, нужно получать разрешение на списание.


Снять с регистрации в ГИБДД нужно до списания, потому что в акте 0504105 должна стоять дата снятия с учета.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Как списать автомобиль в бюджетной организации: основания процедура бухгалтерия

Свою работу комиссия по ликвидации автомобиля начинает со сбора фактического материала. С этой целью подразделения предприятия предоставляют следующие документы на ТС:

  • подтверждение принятие на баланс;
  • инвентарная карточка;
  • техническая документация;
  • балансовая справка о стоимости;
  • данные последнего техосмотра.

Если причина для списания ДТП, то дополнительно подается соответствующий акт ГИБДД. Если авто было похищено – предоставляется копия постановления о возбуждении уголовного дела. В случае повреждения или уничтожения транспорта из-за халатности должностных лиц предприятия – подаются материалы служебного расследования и копия приказа о привлечении виновных к ответственности.

После сбора документов комиссия проводит осмотр ТС и составляет заключение о возможности его дальнейшего использования либо непригодности. Если на основании собранных материалов невозможно сделать однозначный вывод, предприятие заказывает техническое заключение в специализированной компании. Затраты на такое исследование должны быть предусмотрены бюджетной сметой организации.

По изученным материалам комиссия составляет Акт о списании ТС (ОКУД 0504105), образец которого утвержден Приказом Минфина РФ №52 от 30.03.15 г. К нему прилагаются все подтверждающие документы.

Обработанные данные с сопроводительным письмом направляются в госорган по распоряжению государственной (муниципальной) собственностью на утверждение.

Если предоставленных документов достаточно, то надзорная инстанция согласовывает акт и издает соответствующий приказ о списании и утилизации.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в казенном учреждении силовых министерств и ведомств создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию указанного решения. Она наделяется следующими полномочиями (п. 6 Положения № 834):

  • осмотр автотранспорта, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принятие решения по вопросу о целесообразности дальнейшего использования автотранспорта, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;
  • установление причин списания автотранспорта, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания автомобиля;
  • подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Обратите внимание

Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Положения № 834).

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, то труд эксперта оплачивается в пределах бюджетных ассигнований, определенных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения (пп. «а» п. 8 Положения № 834).

Напомним, что решение комиссии учреждения о списании автомобиля оформляется актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). Заметим, что амортизация, начисленная в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для принятия решения об их списании (п. 87 Инструкции № 157н).

Все подготовленные документы по списанию основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета.

Обратите внимание

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Чтобы списать автомобиль в бюджетной организации, нужно от госоргана по распоряжению федеральной (муниципальной) собственностью получить приказ на ликвидацию транспортного средства.

Такой порядок обусловлен тем, что казенное предприятие не является собственником имущества, находящегося на его балансе, и имеет право только пользоваться им в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Тогда как частные ООО и ИП могут отправлять ТС на утилизацию, руководствуясь только собственным решением.

Общая информация

Списание автотранспорта с баланса казенных учреждений осуществляется при наличии следующих обстоятельств:

  • непригодность машины для дальнейшей эксплуатации;
  • ее внутриведомственная безвозмездная передача;
  • выявление недостачи по результатам инвентаризации;
  • продажа.

Регламент распоряжения государственным и муниципальным имуществом регулируется ведомственными нормативными актами и приказом Минфина РФ №157 от 01.12.2010 г. «Об утверждении единого плана счетов и Инструкции по его применению».

Выбытие автомобиля с баланса по причине его технической непригодности проводится в несколько этапов:

  • сбор документов, в том числе и запрос на экспертное заключение о техническом состоянии ТС в случае необходимости;
  • подача заявления вышестоящей инстанции о списании;
  • получение разрешения на ликвидацию единицы транспорта;
  • сдача в утиль (полная или частичная);
  • снятие с государственной регистрации;
  • исключение из бухгалтерского учета.

Решение текущих вопросов, связанных с устранением непригодных авто, входит в компетенцию действующей на предприятии комиссии по списанию основных средств. Этот орган работает либо на постоянной основе, либо созывается раз в год по результатам инвентаризации.

В состав комиссии входит директор, главный бухгалтер, а также лица, ответственные за содержание и эксплуатацию транспорта в организации.

Инициировать списание транспортного средства в бюджетной организации имеет право руководитель автотранспортного хозяйства либо другое ответственное должностное лицо. Подать служебную записку о состоянии ТС может также работник, закрепленный приказом за авто.

Для расследования фактов, изложенных в докладной, созывается комиссия по списанию, которая рассматривает вопрос об открытии процесса выбытия инвентарной единицы транспорта с баланса предприятия.

Основания для принятия положительного решения и начала процедуры ликвидации:

  • износ авто;
  • авария;
  • неправильная эксплуатация;
  • низкое качество ремонта.

Полученные сведения должны указывать на то, что автомобиль не соответствует техническим требованиям и его восстановление невозможно либо нецелесообразно.

Завершение амортизации ТС не является причиной для списания. Если автомобиль с нулевой балансовой стоимостью можно использовать и дальше, собственник переоценивает его либо продляет срок полезного использования.

Процедура

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

ОперацияСчет ДтСчет КтСумма (руб.)Списание амортизации110434410110134410280 000,00Списание балансовой стоимости14011017211013441020 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Кроме разрешения на списание, уполномоченный орган определяет порядок утилизации непригодного транспорта:

  • сдача в металлолом;
  • демонтаж и разборка на запчасти.

На практике комиссия предварительно составляет предложения о том, какие запчасти списываемого автомобиля могут еще использоваться в автохозяйстве. Надзорная инстанция утверждает эти списки, а непригодные остатки организация сдает в металлолом.

Изъятые детали приходуются как материальные запасы, а сумма средств, вырученная от утилизации ликвидированного авто, учитывается как доход от реализации основных средств.

Общая информация

Списание авто в бюджетной организации, утилизация автомобилей и машин

Задать вопрос

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Перед тем как начать процедуру списания автомобиля в бюджетной организации, руководитель должен издать приказ о создании рабочей комиссии, в состав которой обязательно нужно включить:

  • Главного бухгалтера предприятия.
  • Старшего механика или завгара.
  • Лицо, отвечающее за эксплуатацию и сохранность списываемого оборудования.
  • Желательно инспектора налоговой службы и ГИБДД.

Далее обязательно нужно погасить все задолженности по налогам, в том числе и за амортизацию транспортного средства.

Порядок списания авто с баланса учреждения

Данная процедура является несложной и не займет много времени. Большинство руководителей при выработке эксплуатационного ресурса или аварийного состояния, ставят транспорт на вечное хранение. Такие действия не целесообразны, так как:

  • за него ежегодно придётся выплачивать налоги, несмотря на то, что прибыли предприятию авто не приносит
  • занимает полезное место в автопарке и кроме того негативно влияет на экологическую ситуацию.

Поэтому периодически необходимо избавляться от такой обременительной техники.

Для начала определяют остаточную стоимость автомобиля, который состоит из нескольких этапов:

  • Обратиться с заявлением в МРЭО (ГИБДД) о снятии транспорта с регистрации и с полным пакетом документации на автомобиль.
  • Представить номерные знаки машины.
  • Выждать 10 дней, пока документация пройдёт проверку в ГИБДД и налоговой и получить свидетельство о конечной стоимости транспортного средства.

Далее созданная комиссия по приказу руководителя предприятия проводит:

  • Визуальный осмотр и выявляет механизмы и агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации.
  • Определяет лиц, виновных в выходе транспорта из строя и выносит предложения по наказанию.
  • Составляет акты в нескольких экземплярах, который утверждает руководитель учреждения.
  • Один экземпляр передается в бухгалтерию, на основании которого основной транспорт списывается, а части, пригодные для использования или реализации – приходуются.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Акт о списании, а также прочие документы, оформляемые при списании

Согласно Приказу № 52н при списании транспортных средств оформляется акт о списании (ф. 0504105). Такой акт составляется на каждый списываемый автомобиль.

К акту о списании в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта.

Ранее было указано, что при списании федерального имущества к акту дополнительно формируется пакет документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

К примеру, согласно Приказу Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956 для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании, формируют следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое учреждением в произвольной форме;

2) копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего отсутствие возможности восстановления и дальнейшего использования;

3) заверенную в установленном порядке копию инвентарной карточки списываемого объекта;

4) фотографию объекта имущества, предлагаемого к списанию, позволяющую однозначно идентифицировать такой объект.

Кроме того, для списания автотранспортных средств дополнительно к указанным документам оформляются:

  • копия технического паспорта транспортного средства;

  • копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

  • заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.

Помимо этого, дополнительно представляются:

а) при списании автомобиля, выбывшего вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:

  • копия акта о повреждениях, причиненных автомобилю;

  • копия справки уполномоченных организаций, подтверждающей факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

б) при списании автомобиля, выбывшего вследствие хищения, утраты или порчи:

  • копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);

  • копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т. п.;

  • копии документов, подтверждающие наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества;

  • копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.

Обратите внимание: копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом организации и печатью.

Как списать автомобиль в бюджетной организации?

Как правило, на крупных предприятиях все действия комиссии подчинены определенному, строго установленному алгоритму.

Основные правила составления акта о списании авто средств Данный документ не имеет унифицированного образца, обязательного к использованию, поэтому каждое предприятие вправе самостоятельно разработать собственный шаблон акта или же писать его в свободной форме.

Как списать машину в бюджетном учреждении

34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями. При отсутствии в учреждении таких сотрудников председатель комиссии может пригласить экспертов. Кроме того, в состав комиссии могут входить главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Комиссия должна:

  • осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;
  • принять решение о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, о возможности и эффективности его восстановления;
  • определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемого основного средства;
  • установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
  • подготовить акт о списании основного средства и документы для согласования с вышестоящей организацией.

В отношении федерального имущества такой порядок установлен пунктами 6–7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Техническая экспертиза ОС

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г. № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. № 673.

Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» ( раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:

  • наименование объекта;
  • инвентарный и серийный номера;
  • год выпуска;
  • балансовая и остаточная стоимость;
  • процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;
  • заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства

Документальное оформление

Решение о списании основных средств оформляйте путем подписания акта:

  • по форме № 0306004 при списании автотранспортных средств;

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с органом исполнительной власти, которому подведомственно учреждение. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.) можно только после его утверждения руководителем.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 Инструкции № 162н, пунктом 12 Инструкции № 174н, пунктом 12 Инструкции № 183н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

На основании утвержденных актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в следующих документах:

  • в инвентарной карточке основных средств по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);
  • в инвентарной карточке группового учета основных средств по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).

Ситуация: Как обосновать списание основных средств в случаях их морального или физического износа

В качестве обоснования такого списания можно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны.

Обоснование причины морального или физического износа основного средства должно быть приведено в акте технической экспертизы. На основании этого акта составляется акт о списании объекта основных средств по формам, установленным приложением 1 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». То есть принципиально важно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное Обоснование

Утилизация автомобилей бюджетных организаций и юридических лиц

Время чтения: 10 минут

Совершенно любой подержанный автомобиль представляет собой неудобный груз для состояния бюджета его владельца! Пока он не снят с учета, его считают объектом транспортного налога.

Также и содержание самой машины, у которой срок службы очень большой, чревато существенными финансовыми потерями. Если такой автомобиль совершенно не интересен для коллекционеров, то будет намного лучше отправить сразу на утилизацию.

Сейчас появилась специальная программа, которая проводит утилизацию автомобилей бюджетных организаций.

Работает ли сейчас программа утилизации

Начало было положено государством в марте 2010 года. Основная ее суть сводилась непосредственно к тому, чтобы выплачивать субсидию всем тем, кто сдал свой автомобиль на утилизацию.

Но желающих сдать автомобиль было предостаточно, поэтому программа длилась недолго – очень много денег из бюджета было потрачено. Если вы планируете провести утилизацию своего старого автомобиля, можно обратиться в любую специализированную компанию.

Соблюдая все правила и рекомендации, вы сможете избавиться от уплаты налоговых взносов в минимальное время.

В чем интерес государства

Большой интерес к такой программе у Правительства РФ был вызван высокой потребностью простимулировать покупку новых автомобилей именно российского производства, что позволило бы существенно поднять спрос на современные автомобили российской сборки. Именно для этого и была начата утилизационная программа, чтобы все желающие могли сдать свой автомобиль.

Также существует и другая дополнительная цель, о которой вспоминают далеко не многие: стимуляция больших продаж самых новых автомобилей обычно приводит к повышению их стоимости.

Порядок утилизации транспортных средств

Утилизация автомобилей юридических лиц и организаций, нужна для того, чтобы помочь избавиться от старого и ненужного автомобиля или другой техники. При утилизации можно освободиться от уплаты постоянного налога и лишних затрат. Чтобы знать, как списать автомобиль в бюджетной организации, нужно следовать следующим правилам.

1Провести экспертизу, которая подтвердит необходимость утилизации транспортного средства. Эксперт оценит его, зафиксировав информацию о точном техническом состоянии, а также остаточной цены автомобиля, после чего выдаст заключение. Для этого можно обратиться в специализированную компанию.

2Автовладельцы обязаны ежегодно уплачивать транспортный налог с каждого транспортного средства, поставленного на учет (п. 1 ст. 358 НК РФ). Налог исчисляется на основе данных ГИБДД, представляемых в налоговые органы (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Поэтому, чтобы не платить этот налог, очень важно помимо физического уничтожения автомобиля снять его с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, утв. Приказом МВД России от 24.11.

2008 N 1001).

Официальное списание автомобиля:

  • Нужно написать заявление в ГИБДД, чтобы снять автомобиль с учета (при себе нужно иметь техпаспорт и свидетельство о регистрации).
  • Сдать государственный номерной знак.
  • После этого в течение 10 дней все документы проходят проверку, переходя в налоговый орган.
  • Получите документ о итоговой стоимости ТС.

В редких случаях может потребоваться прохождение дополнительного техосмотра, предъявление выписки, выданной взамен утерянных документов и так далее.

3Директор предприятия составляет приказ об утилизации автотранспорта.

В этом же месяце следует уплатить все налоги и амортизацию. Такое условие вызвано особенностями российского законодательства (ст. 362 п. 3 НК РФ): месяц, когда ТС снимается с баланса, рассчитывается в качестве всего месяца. Не стоит забывать об уплате и транспортного налога.

4Передача транспортного средства для утилизации.

Для начала необходимо договориться с выбранной организацией об особенностях и правилах передачи ТС для утилизации. Сразу после ее выполнения организации необходимо выдать клиенту акт об утилизации, который будет подтверждать факт уничтожения ТС. Если утилизация автомобилей бюджетных учреждений для вас довольно затруднительна, то и из этой ситуации есть выход.

Когда нет времени самостоятельно искать соответствующую компанию, можно обратиться к посреднику, который самостоятельно соберет все необходимые документы, снимет автомобиль с учета и в конце просто передаст вам готовый акт о факте уничтожения автомобиля!

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 18 мая 2017 г.

Источник: https://zakon-auto.ru/info/util/byudzhetnyh-organizacij-i-yur-lic.php

Возможна ли продажа списанного авто

После списания с баланса предприятия транспортного средства, такого имущества больше не существует. Оно ликвидировано и по документам, и физически. Поэтому заключать сделки по его продаже нельзя.

Если возникнет хозяйственная необходимость, то бюджетная организация может реализовать узлы и детали, оставшиеся от списанного авто и поставленные на баланс как материальные запасы.

Реализация автомобилей бюджетным учреждением

  • Конец отсрочек по онлайн‑кассам: кто должен применять ККТ с 1 июля и какое оборудование выбрать?
  • Как вести документооборот при использовании онлайн-кассы?
  • Нужно ли ООО на УСН применять ККТ при получении оплаты от физлица за юридическое лицо?
  • Налогоплательщик «закрыл ИП»: вправе ли инспекция провести выездную проверку за период после утраты статуса ИП?
  • ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
  • Переход на онлайн‑кассы 1 июля 2019 года: кто получит новую отсрочку
  • С 30 апреля в 26 регионах при заполнении платежек на уплату налогов и взносов надо указывать новый номер УФК
  • За предыдущим директором-учредителем числится подотчетная сумма: как быть?
  • Как ООО на УСН выписывать БСО с 1-го июля 2019 года при оказании услуг населению?
  • Нужно ли ИП на УСН применять ККТ в 2019 году при оказании услуг по доставке готовых комплектов питания?
  • ФНС обновила показатели для расчета вероятности выездной проверки
  • Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять
  • ФНС сообщила, по каким признакам можно выявить подозрительного учредителя у потенциального контрагента
  • Кассовый чек: какие реквизиты он должен содержать и в каком формате их указывать
  • Нужно ли ООО на УСН (доходы минус расходы) выделять НДС в КУДиР?
  • Как пояснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС?
  • Срок проведения проверки прошел, но ИФНС требует пояснения за 2016 год: как ответить?
  • Переход на онлайн‑кассы с 1 июля 2019 года: кто получит новую отсрочку
  • ФНС разъяснила, что делать, если инспекция не приняла электронные документы
  • Налоговая прислала требование с кодом ошибки 9 по декларации по НДС: что делать?

На балансе учреждений спорта нередко числится имущество, потребность в использовании которого у учреждения отсутствует. Причин данному факту может быть множество: приобретение более нового имущества, характеристики которого превышают характеристики имеющегося, или прекращение осуществления видов деятельности, для которых это имущество необходимо, и т.д. Однако просто хранить указанное имущество не только не выгодно с экономической точки зрения, но и может быть признано проверяющими неэффективным использованием имущества. В статье мы поговорим о реализации такого имущества и отражении данной операции в бухгалтерском учете.

Наличие правовых оснований для распоряжения имуществом

В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям ГК РФ. Собственник имущества учреждения – соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. То есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений – государственная или муниципальная собственность.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, – муниципальная собственность (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у АУ на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у БУ на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.

Исходя из вышеизложенного без согласования с учредителем:

– автономное учреждение может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;

– бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.

У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.

Согласовываем реализацию

Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Так, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее – Положение N 537). В силу п. 3 указанного Положения согласование распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что распоряжение недвижимым имуществом должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления последнему проекта решения (п. 4 Положения N 537). Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми на оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).

При этом следует учитывать, что перед направлением учредителю документов о реализации имеющегося имущества на согласование учреждению необходимо осуществить оценку данного имущества. Напомним, что в силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Таким образом, проводить оценку имущества, подлежащего реализации, необходимо вне зависимости от того, нужно ли получать согласие учредителя на его реализацию или нет.

О доходах от реализации

В силу ст. 298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от названной деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

Что же касается казенных учреждений, они тоже могут осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Напомним, что ст. ст. 41, 51, 57 и 62 БК РФ устанавливают норму о формировании неналоговых доходов бюджета, в том числе от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ (субъекта или муниципального образования), и при этом предусматривают исключение в отношении имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений.

На основании вышеизложенного доходы от реализации имущества, закрепленного за автономным или бюджетным учреждением, являются доходами данных учреждений и поступают в самостоятельное их распоряжение вне зависимости от источника приобретения реализованного имущества.

Вместе с тем, как мы уже отмечали выше, государственное (муниципальное) учреждение может осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в его учредительных документах. Учредительными документами является устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения.

Налогообложение

Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей обложению налогом (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности согласно гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При этом необходимо отметить, что к операциям по реализации казенными учреждениями какого-либо имущества нельзя применять положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ в связи с тем, что указанные операции не являются государственной (муниципальной) услугой.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ сумма реализации имущества тоже подлежит обложению НДС.

Бухгалтерский учет

В силу п. 51 Инструкции N 157н <1> выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

——————————–

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

К отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Далее рассмотрим порядок отражения операций по реализации имущества в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Пример 1. Бюджетным учреждением принято решение о продаже пяти объектов материальных запасов (велосипедов, предназначенных для выдачи напрокат), ранее использовавшихся для оказания муниципальных услуг. Велосипеды приобретались за счет субсидии на оказание муниципальных услуг и относились к особо ценному движимому имуществу. Учетной политикой бюджетного учреждения предусмотрено списание материальных запасов по средней фактической стоимости.

После получения разрешения от учредителя на реализацию указанного имущества в бухгалтерском учете учреждения были отражены следующие операции:

ДебетКредитДокумент-основаниеСписаны пять велосипедов по средней фактической стоимости4 401 10 1724 105 26 440Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторонуОтражены расходы на оценку стоимости велосипедов4 401 20 2264 302 26 730Договор, акт об оказании услугОплачены услуги оценщика4 302 26 8304 201 11 610,Выписка из лицевого счетаНачислен доход от реализации2 209 83 560 <*>2 401 10 172Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторонуНачислен НДС по доходам от реализации2 401 10 1722 303 04 730Счет-фактураОтражено поступление выручки от реализации2 201 11 510,2 209 83 660 <*>Выписка из лицевого счета

——————————–

<*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 227н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 560 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

Пример 2. В связи с ликвидацией тира автономным учреждением принято решение о продаже нескольких единиц спортивного оружия, использовавшегося для осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражаться следующим образом.

ДебетКредитДокумент-основаниеСписаны объекты основных средств2 401 10 1722 101 34 000Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активовОтражены расходы на оценку стоимости спортивного оружия2 401 20 2262 302 26 000Договор, акт об оказании услугОплачены услуги оценщика2 302 26 0002 201 11 000,Выписка из лицевого счетаНачислен доход от реализации2 209 83 000 <*>2 401 10 172Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторонуНачислен НДС по доходам от реализации2 401 10 1722 303 04 000Счет-фактураОтражено поступление выручки от реализации2 201 11 000,2 209 83 000 <*>Выписка из лицевого счета

——————————–

<*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 228н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 000 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

Пример 3. Казенным учреждением с разрешения собственника реализуется основное средство (автомобиль). Этот автомобиль был приобретен за счет бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражаться следующим образом.

2. ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ:

  • Паспорт РФ доверенного лица
  • Паспорт транспортного средства
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства
  • Доверенность от предприятия на утилизацию транспортного средства
  • Акт о списании основных средств (2 экземпляра)
  • Подтвержденный код автохозяйства (гаражная карточка)
  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (не позднее 6-и месяцев)

При отсутствии паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства или государственных регистрационных знаков также необходим акт служебного расследования о причинах утраты.

→ Скачать бланк акта (сертификата) об утилизации автомобиля по гос. программе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *