Вузы лишенные аккредитации в 2021

Стоп-лист вузов 2020: куда не нужно поступать

Вузы лишенные аккредитации в 2021

Как поступить в вуз и сохранить свои нервы, время и деньги? Рассказываем, какие проблемы бывают у вузов, что они значат для вас.

Сначала мы перечислим вузы, лишенные лицензии и/или аккредитации. Потом разберемся в понятиях. И в самом конце статьи суммируем все в памятках для школьника и студента.

Узнавайте всю информацию о вузе до подачи документов

Лишенные лицензии вузы

Самая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности.

Список вузов без лицензии:

Сокращенное названиеПолное название
г. Москва
АМИАкадемический международный институт
ИБПУИнститут бизнеса, психологии и управления
ИИМИнститут индустрии моды
ИМСГСИнститут международных социально-гуманитарных связей
ИНЭКБИИнститут экономики бизнеса
Индустриальный институт
МАОКМеждународная академия оценки и консалтинга
МИАППМосковский институт аналитической психологии и психоанализа
МИБДМосковский институт банковского дела
МИЖМуниципальный институт г. Жуковского
МИПМосковский институт права
МИФКИСМосковский институт физической культуры и спорта
МНЮИМосковский новый юридический институт
НГИНовый гуманитарный институт
СГАСовременная гуманитарная академия
СГЭИСтоличный гуманитарно-экономический институт
ИТТИнститут технологии туризма
МАЭПМосковская академия экономики и права
г. Санкт-Петербург
НИУДНевский институт управления и дизайна
ИВЭСЭПСанкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Регионы
ААЭПБарнаул: Алтайская академия экономики и права
УрГИЕкатеринбург: Уральский гуманитарный институт
СИБиУСамара: Самарский институт бизнеса и управления
НГИНовосибирск: Новосибирский гуманитарный институт

Приостановлены лицензии:

Сокращенное названиеПолное название
г. Москва
МАЭПМосковская академия экономики и права
МИТРОМосковский институт телевидения и радиовещания

Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.

Проверь наличие лицензии у образовательного учреждения!

Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения.

Введите полное наименование вуза и нажмите на кнопку «Поиск»

Вузы, лишенные аккредитации

Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.

Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:

Сокращенное названиеПолное название
г. Москва
ИСНГИнститут Содружества Независимых Государств
МОИМосковский открытый институт
МСИМеждународный славянский институт
ПМЮИПервый московский юридический институт
г. Санкт-Петербург
ИТиДИнститут телевидения, бизнеса и дизайна
ЭКИДАСанкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования
Регионы
ИМЭФАстрахань: Институт мировой экономики и финансов
УИКиПЕкатеринбург: Уральский институт коммерции и права
УрФЮИЕкатеринбург: Уральский финансово-юридический институт
РФЭИКурск: Региональный финансово-экономический институт
ТИБТомск: Томский институт бизнеса
ПРИАБХабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса

Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.

Узнай статус учреждения на момент поступления!

Введите полное название вуза

Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.

Неэффективные вузы

Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:

  • образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
  • научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
  • финансово-экономическая деятельность;
  • процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
  • зарплата преподавательского состава;
  • численность приведенных студентов (для филиалов);
  • дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).

Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.

Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год.

Неэффективные вузы:

Сокращенное названиеПолное название
г. Москва
МПСУМосковский психолого-социальный университет
ВСШИ им. К. РайкинаВысшая школа сценических искусств им. К. Райкина
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
ИИТЭМИнститут информационных технологий, экономики и менеджмента
ИМТПИнститут международной торговли и права
МГАВТМосковская государственная академия водного транспорта
г. Санкт-Петербург
ПИИПетербургский институт иудаики
Регионы
УИЭУиПЕкатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права
ДагГАУ им. М. М. ДжамбулатоваМахачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова
НПАНижний Новгород: Нижегородская правовая академия
КИБСимферополь: Крымский институт бизнеса
ТИЭПТверь: Тверской институт экономики и права

Все результаты мониторинга здесь.

В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав.

Выберите нужный вам регион или введите название вуза

Реорганизованные вузы

Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.

Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:

  • РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
  • МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
  • ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
  • на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.

На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.

Памятка для абитуриентов

Статус вузаЧто это значитЧто с этим делать
Нет лицензииНет аккредитацииЗапрет на обучение студентовНельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армииИскать другой вуз для поступления
РеорганизованныйПрисоединение к более сильному вузуПоступать в объединенный вуз
НеэффективныйНе соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенностиУзнать рейтинг вуза, изучить отзывы и преподавательский составПоступать с низкими баллами

Памятка для студентов

Статус вузаЧто это значит?Что с этим делать?
Лишен лицензииОбучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих днейПисать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
Лишен аккредитацииМожно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образцаПисать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
РеорганизованВ вашем дипломе будет написано название нового вузаПродолжать учиться
НеэффективенСкоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вузаБыть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации

Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/stop-list-of-universities

Вузы лишают аккредитации октябрь 2021

Вузы лишенные аккредитации в 2021

Регионы

Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.

Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:

  • РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
  • МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
  • ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
  • на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.

На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.

Статус вузаЧто это значитЧто с этим делать
Нет лицензииНет аккредитацииЗапрет на обучение студентовНельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армииИскать другой вуз для поступления
РеорганизованныйПрисоединение к более сильному вузуПоступать в объединенный вуз
НеэффективныйНе соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенностиУзнать рейтинг вуза, изучить отзывы и преподавательский составПоступать с низкими баллами
Статус вузаЧто это значит?Что с этим делать?
Лишен лицензииОбучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих днейПисать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
Лишен аккредитацииМожно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образцаПисать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
РеорганизованВ вашем дипломе будет написано название нового вузаПродолжать учиться
НеэффективенСкоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вузаБыть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации

Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.

Для учебных заведений России упростят лицензионные требования в 2021 году

Тем не менее у законопроекта есть и издержки: отнять лицензию у главного учреждения из-за ошибок филиала будет непросто, если вуз с репутацией. То есть нельзя исключить возможность того, что «пустышки» могут массово создавать крупные вузы с помощью договоров со сторонними организациями.

— Теперь Рособрнадзору будет сложнее, так как ему придётся иметь дело с базовым учреждением, на которого и падает вся ответственность. Базовому университету могут предъявить определённые санкции, но закрыть его непросто.

Могут потребовать навести порядок, могут принять соответствующие меры. Филиал, выходит, будет закрывать сам вуз, либо аккредитацию отберут у всего учебного заведения (если проблемы с «дочкой» не решатся). Но для университета с серьёзной историей, базой, репутацией — это не страшно.

Будет скандал, если его решат закрывать, — обратил внимание Комков.

Директор Института развития образования департамента образовательных программ «Высшей школы экономики» Ирина Абанкина положительно отметила нововведение.

— Вуз должен будет предоставить приложение, в котором будет сказано, какие программы обучения есть в той или иной «дочке» (с наименованием и адресом).

Очень правильно, что базовые подразделения учебных заведений станут и на бумаге одним целым с головным учреждением, ведь и контрольные цифры приёма уже сегодня для каждого вуза определяются с учётом филиалов.

А к ним будут «дочки» вузов и колледжей приравнены, — говорит Абанкина.

Она пояснила, что сегодня основная проблема такова: занятия на кафедрах, практиках, которые проходят у студентов на базе каких-то предприятий, не являются полноправной частью образовательного процесса. Формально никак пока Рособрнадзору не доказать, что качество обучения вне стен или существующих филиалов соответствует уровню головного учебного заведения.

— У учащихся должна быть возможность без всяких проблем на кафедрах, факультетах, то есть этих базовых кафедрах, не просто необходимое количество времени находиться, но и в процессе обучения пользоваться техникой, оборудованием (чего в самом университете, например, может не быть), взаимодействовать с персоналом организации без каких-либо проблем, — сказала Абанкина.

— Нововведение — приравнивание базовых предприятий к вузу за счёт общей аккредитации и лицензирования — легитимизирует работу студентов в сторонних организациях. На возможность выдавать дипломы гособразца и вести образовательную деятельность должен влиять факт того, что учащиеся работают в лабораториях на других предприятиях.

То есть условно техника у нового вуза есть, хоть и не своя.

Правила, утвержденные 15.08.13 постановлением Правительства РФ, когда очевидно, что вуз не сможет вовремя исполнить обязательства, разрешают:

  • назначить новый срок исполнения – этот пункт для ситуаций, когда студент готов ждать, а вуз уверен, что к желаемому сроку получит лицензию (аккредитацию);
  • потребовать уменьшения стоимости услуг – это возможно при отсутствии аккредитации, но студент останется без стандартного образования и сузит круг работодателей в будущем;
  • поручить исполнение услуг третьим лицам и потребовать возмещения расходов – учащийся переводится в другой вуз, при этом круг принимающих, как правило, крайне ограничен;
  • расторгнуть договор – норма Правил применяется, когда, например, предлагаемый для перевода вуз студента не устраивает, либо учащийся уже не хочет тратить время на получение диплома.

Лицо, заключившее договор на платные образовательные услуги, вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных нарушением сроков окончания услуг и (или) недостатками этих услуг.

Не стоит торопиться с обращением в суд. Добиться положительного результата можно без изматывающих тяжб посредством официальной претензии. Возврат возможен по суммам, выплаченным по договору (3 года исковой давности – не для этой ситуации, так как отношения с вузом длящиеся).

Передать претензию надо через приемную (канцелярию) вуза под подпись на втором экземпляре с входящей отметкой или направить почтой, например, заказным письмом.

Маловероятно, что ответ (с учетом почтового времени) не придет через пару-тройку недель. Вуз будет избегать судебных разбирательств и индивидуально решать проблему с каждым недовольным, ведь даже одного судебного решения хватит, чтобы требовать денег стали остальные студенты.

Если ответа все-таки не будет, стоит обратиться в Рособрнадзор. Суд – шаг последний.

Весной следующего года будет введена система НМО, по которой врачам необходимо в течение 5 лет набрать 250 ЗЕТ (по 50 баллов ежегодно). Однако с первого числа 2021 года набор баллов учитываться не будет. Всем специалистам без сертификата или свидетельства об аккредитации, включая выпускников вузов, нужно сдать экзамен в специализированных центрах.

Минздрав еще не указал точный порядок проведения аккредитации, но изменений в этапах проверки быть не должно. Экзамен будет разделен на три части:

  • тестирование — 60 заданий по 1 минуте на каждое;
  • проверка практических навыков — 5 симуляционных задач по 10 минут;
  • ситуационные задания — 2 задачи по 12 вопросов (форма проведения этапа была изменена в 2020 году).

Каждый этап аккредитации будет оцениваться комиссией отдельно. Только для прохождения тестирования установлено четкое требование — необходимо не менее 70% правильных ответов для допуска к следующему этапу.

Если специалист уже давно вступил в систему НМО и набрал необходимое количество баллов, возможно будет упрощенная форма проверки знаний. Однако Минздрав пока не указывал конкретных требований к специалистам с набранными ЗЕТ, поэтому стоит готовиться к аккредитационному экзамену в полном объеме.

Да. Но только до момента утраты силы приказа Минздрава №327н — до 01.01.21.

В регламенте указано, что из-за нехватки персонала в учреждениях здравоохранения, в период пандемии специалисты могут работать без сертификата или свидетельства об аккредитации.

До конца 2020 года персонал может работать только при наличии диплома — на должности соответствующей медицинскому или фармацевтическому профилю образования.

Аккредитация в декрете вызывает у специалистов отдельные вопросы. Здесь все неоднозначно. Пока специалист находится в декретном отпуске, работодатель не обязан оплачивать курсы.

Однако на момент выхода на работу уже необходимо иметь сертификат или свидетельство об аккредитации.

Часть программ можно пройти дистанционно, а после декрета завершить короткую подготовку для сдачи аккредитационного экзамена.

Если вы имеете среднее медицинское или фармацевтическое образование можно пройти курсы повышения квалификации до конца 2020 года — длительность обучения составит 144 часа (с возможностью изучить теорию дистанционно).

Успев закончить подготовку до 01.01.2021, вы сможете получить сертификат, который отсрочит аккредитацию на 5 лет.

Однако оплатить курсы придется из собственного кармана — по закону работодатель вправе отказать специалисту в средствах на обучение, если он находится в декрете.

В случае просроченного документа (на 5 лет и более), специалисту необходимо будет пройти профессиональную переподготовку с последующей сдачей аккредитационного экзамена. Такая необходимость часто возникает при втором декрете подряд.

Здесь удобно набирать баллы НМО — проходить курсы повышения квалификации (36 часов в год) и добирать не хватающие 14 часов вебинарами. Большинство программ доступны в дистанционном формате, что позволяет учиться, сидя дома с ребенком.

Без документа, подтверждающего квалификацию, специалиста не допустят к медицинской или фармацевтической практике с начала 2021 года. На данный момент, пока действует приказ Минздрава №327н, медперсонал может работать в учреждениях здравоохранения при наличии только диплома о медицинском образовании.

Источник: http://carkeep.ru/strakhovanie/949-vuzy-lishayut-akkreditacii-oktyabr-2021.html

Вуз лишили аккредитации: что делать студенту – важные советы

Вузы лишенные аккредитации в 2021

Получение высшего образования в престижном вузе является целью многих сознательных студентов. Однако стоит быть готовым к тому, что любой вуз может лишиться свидетельства об аккредитации по результатам проверки Рособрнадзора.

Что делать студенту в таком случае, какой юридической силой обладают документы, полученные в вузе, лишенном аккредитации, и как обезопасить себя – читайте в этой статье.

Вуз не прошел аккредитацию: каковы последствия

Наличие государственной аккредитации подтверждает, что вуз обеспечивает качество образования, полностью соответствующее федеральным образовательным стандартам. После прохождения проверки вузу выдается свидетельство, а также приложение, в котором приведен список специальностей, аккредитированных в данном учебном заведении.

Вуз, не прошедший аккредитацию по результатам комиссии, автоматически переходит в разряд неполноценных учебных заведений.

Чем грозит лишение государственной аккредитации:

  • дипломы, выданные вузом, не являются документами государственного образца;
  • для студентов вуза больше не действует отсрочка от военного призыва;
  • при оплате обучения в данном вузе больше нельзя использовать материнский капитал или налоговые льготы.

Вуз, лишенный аккредитации, все еще имеет лицензию и право на выдачу дипломов своим студентам. Однако этот диплом не имеет силы, так как не является полноценным документом государственного образца.

Что делать студенту, если вуз не прошел аккредитацию

Единственный способ получить полноценный диплом – перевестись в другое образовательное учреждение. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» любой вуз, лишившийся аккредитации, должен предоставить каждому студенту возможность окончить обучение в другом месте с сохранением:

  • специальности;
  • курса обучения;
  • стоимости оставшегося срока обучения;
  • формы обучения (очной, заочной, вечерней).

После получения официального уведомления о лишении учебного заведения аккредитации учащиеся, желающие перевестись в другой вуз, должны написать заявление на имя руководства. Лишенный прав вуз в срок до 5 рабочих дней должен составить список учреждений, готовых принять желающих перевестись.

Если студент еще не достиг совершеннолетия, заявление о переводе вместо него должен написать один из родителей или иной законный представитель.

Что делать, если ни один из предложенных вузов не подходит

Зачастую студенты не согласны на предложенные для замены варианты по разным причинам:

  • неудобное расположение;
  • условия обучения;
  • репутация вуза;
  • личные причины.

В случае решительного отказа от всех предложенных вариантов студент имеет право получить справку о пройденных программах и попробовать самостоятельно выбрать вуз для завершения обучения. Однако в этом случае стоит быть готовым к отказу учебных заведений принять чужих студентов.

Важно! Необходимо тщательно взвесить все факторы и рассмотреть все предложенные в своем вузе варианты перевода. Самостоятельные попытки перевестись в другой вуз чаще всего заканчиваются провалом.

При рассмотрении предложенных вариантов стоит обзвонить каждый вуз для уточнения условий перевода для принятия окончательного решения.

Как еще можно получить  диплом

В некоторых случаях студенты оканчивают вузы, лишенные государственной аккредитации. Это может произойти по ряду причин:

  • вуз не донес до студентов информацию об изменении статуса;
  • лишение аккредитации произошло непосредственно перед выпуском;
  • личные причины, не позволившие своевременно отреагировать на изменение ситуации и перевестись в другое учебное заведение.

Диплом, который получен студентом в вузе без аккредитации, не дает права на получение работы в профессиональных организациях, на госслужбе. С таким дипломом невозможно получить дополнительное высшее образование или продолжить обучение в магистратуре. Поэтому важно приложить все усилия для получения полноценного документа, соответствующего государственным стандартам.

Студенты имеют право на прохождение государственной итоговой аттестации в другом вузе. При этом процедура пересдачи возможна при следующих условиях:

  • выбранный вуз успешно прошел проверку Рособрнадзором и имеет соответствующие документы о наличии лицензии и аккредитации;
  • в вузе имеются те же направления подготовки студентов, какие указаны в дипломе не государственного образца;
  • все дисциплины, изучение которых происходило после лишения аккредитации, необходимо пересдать в аккредитованном вузе;
  • практику также необходимо пройти заново, если ее окончание пришлось на период времени после лишения аккредитации.

Обычно переаттестация всех необходимых дисциплин и пересдача ГИА занимает от 3 месяцев до полугода. Студенту будет выдан диплом вуза, в котором происходила пересдача – полноценный документ государственного образца.

Как вернуть деньги за обучение

Студенты, заранее оплатившие обучение в вузе, не прошедшем проверку Рособрнадзора, имеют право потребовать возврат денежных средств. Вуз обязан вернуть деньги за период времени, следующий сразу после даты лишения аккредитации.

В случае отказа от возврата оплаты студенты могут обратиться в прокуратуру. Также учащиеся имеют право потребовать денежную компенсацию за следующие расходы:

  • покупка учебных принадлежностей, книг, учебников;
  • оплата проезда до места обучения;
  • аренда жилья за время обучения в данном вузе.

Как проверить надежность вуза

Заранее невозможно сказать с полной уверенностью, что конкретный вуз надежен и в течение 5-6 предстоящих лет обучения будет успешно проходить все проверки. Исключением являются лишь несколько передовых российских вузов, которые процветают уже много лет.

Единственный способ убедиться в благонадежности выбранного вуза – внимательно изучить официальную страницу. На сайте должна быть представлена следующая информация:

  • учебные планы на текущий год;
  • образовательные программы;
  • материалы государственной итоговой аттестации;
  • программы прохождения практики;
  • порядок оплаты и стоимость по разным специальностям;
  • результаты прошлых проверок Рособрнадзора за все время деятельности вуза.

 Особое внимание стоит уделить изучению итогов прошлых проверок.

В случае, если вузу были сделаны замечания или предписания, их список должен быть опубликован на сайте в свободном доступе. Напротив каждого пункта должна быть пометка – снято предписание или нет. Наличие неснятых предписаний или отсутствие результатов проверки – тревожный звонок.

Если сайт вуза вызывает сомнения, можно обратиться к официальной странице Рособрнадзора. В разделе «Государственная аккредитация» в представленном реестре можно найти интересующее учебное заведение и изучить свидетельство об аккредитации. В поисках информации о вузе может помочь интернет-ресурс «Карта вузов».

Стандартная процедура прохождения аккредитации проводится 1 раз в 5 лет. Ознакомившись с документами на официальном сайте вуза и годом их выдачи, можно рассчитать, на какие даты выпадет следующая комиссия.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Университет имени С.Ю.Витте

Московский Технологический Колледж

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Учебный Центр «Промстройгаз»

Источник: https://ecvdo.ru/states/vuz-lishili-akkreditacii-chto-delat-studentu

�� ������������ ������������������ �������������� ���������������������������� ����������

Вузы лишенные аккредитации в 2021

���������� �������������� ���������������� ���� ������������������ �������������������������� ������������ ������ ��������������������������.

����������������, ���������������� – ������ ����������������, ������������ ���������� �� ������������ ���������������������� ���������� ���������� �������������� ������������������������ ���� �������������������� ������������. ���������������� ���������� �������������� ��������������������, �������������� ������������������ ������������������������������ ������������������ �� ���������� ��������������: ������������������������ ������ ��������.

������ ����������������? ����-������������, �������������������� �������������������� �� ���������������������� ����������������, �� ������������������, �� ������ ������������������������������ ������������������������, ������ ������������������ �������������� �������������������������� �� �������������� ������������������������ ���������������� �� ���������������������� �������������������������� ��������������������. ������������ ���� ������ ���� ���������� ������������������ ������������ �� �������������� ������������������������ �� ���������������������� �������� �� ��������������������, ������������������-������������������������������������ �������������������� �������� ���� ����������������������.

����-������������, ������������ �������������� �� ���������������������������� �� �������������� ����������������������, �������������� ���������� ������������ ������������������������ ���������� �� ������������������, �������� ������������ ������������������������ ���������������������� ������������, ������ ������������������ ���������������� �������� ��������������������, ������ ������������ ���������������� ����������������.

������������ ���������� �������������� �������� �������������������� �������� ���� ������: �� 2022 �������� ���� �������� “��������������”.

���� ������������ ������������ �������������������������� ������������, ������������������ ������������ ������������ �������������������������� ������������������ �� ������������������.

����������������, ���������������� �������������������������� ������������ ������������������ ������������������ �������������������� ���� ���������������� ���������������������� �������������� ������ ������������������ �� �������������������������� �������������������������� ���������������� (������).

– �������������� �������������� ���������������������� ������������������ �������������� ����������������, ���������� ���������� �������������� ���������������������� �� ����������������������������, – ������������������ ������������������ ���� ������������������������������ ������������������������ ������ ������������ ����������. – �� ������������������ �� ���������������������������� �������� ����������-�������������� ���� ���������� “���� ���������������������� �� ����” �� ���������� ���������������������� ���������������������� �������������� �� ���������� ������ ���������� �� ������. ���� ���������� ���� �������������� �� ���������������� ������������-����������������, ���� �������� ������������ �������������������� ��������������������������. �������� ������ ���������� ���������������������� �� ������������ ������������ ������������������ – ���� ������ ������ ���� �������������������� �� �������������� ��������������������.

���������� �������������������������� ���������� ������������ ��������������: �������������� ���������������������������� – �������� ���� ���������� ������������ ������, ������ ���������������� ������������������ ���������������� �� ������������������ ��������. “����������������, �������� ������������, ������ ������”, – �������������������� ����.

���������� ������ ���������������� �������������� ����������������? ����������������, ������ ������������ �������������������� ���� ���������������������������� �� ���������������������� �������� (���������� ���������������������� �������������������������� ������������������) ���� ������ ������ ������������������ ���� ������������������������ ������������������ �� ���������������� “������������”. ���������� �������������������������� ������������ �������������������� �������������������� ���� ������������������ �� ������������������ �� ������������, �������� ������������������ ���������������� ���������������������� ���������������� ��������������, �� ���������� ���� ���������������������� ���������������� ������������������ �� ���������������� ����������.

���������������� �� ���������� �������������� ���� ������������ ������������������ ����������������������������.

�������������� ������������������ ������������������������������ ������������������������ (���������� ���������������� ������������ �������������������������������� ��������������) �������� ������������ �������������������� �� ���������������������� ������������.

����, ������������ ���������� ���������������������� ��������, ���� ���������� ������ ���������� �������������������� ���������������� ������ ������������������������ �������� �������������������� �� ������������������ ������������������ �������������������������� ������������������������ ������������ ���������� ������.

– �������������� ���������� ���������������� ���������������� �������� ����. ��������������.

������ ���������������� ���������������������� ������������������ ���� ������������������������ – 62 ������������ ��������������, �������������� �������������������������������� ������������������ ���� ��������������������������, – ������������������ ������������ ���������������������� �������� ����.

��������������, ���������������������� ������������������������������������ �������������������� �������������������������� �� ���������������������������� �������������� �������������� �������� ����������������.

– �������������������� ������������������������ – �������������������������� ����������������, ���������� ���� ���������������������������� ������������������������ ����������������, ������������������������������ �� �������������������������������� ����������������������. �������� ������������ ���������� ���� ������������ ������������������ �� ������������������ ������ ������������ �������������������� ���� ���������� ������������, �� ���������������� �������������������������� �������������������� ���� �� ������ ���� �������� ��������������������������.

������ �������� �� ������ ���������� ������������������ ����������������, ���������� ���� ���������� �������������� �������������� ������������ �� ���������� �� ��������, �������������������� ���� �������������������� �� ������������������������������.

– ���������� ������������������ ������������������������ �� “����������”, �������� �������� ������������ ���������� ���������� “������������������”, �������������������������� �� ������������������ ������������������ �������� ���������������������������� ��������������, �� �������������� ���� �������� ������������ ������������������������, ���������� ���������������� �������������������� �������������������� �� ������������������������ �������� �� ���������������������� �� ������ ������������������������������ ��������������������”, – �������������������������������� ���������������������� ����������-������������������ – ���������������������� ������������������������ �������������������������� ������������ ������������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/12/18/s-1-ianvaria-2021-goda-v-rossii-vstupaiut-v-silu-novye-pravila-licenzirovaniia-vuzov.html

Государственная аккредитация может стать бессрочной

Вузы лишенные аккредитации в 2021

03.02.2021 19:09:00

В любом случае Рособрнадзор не намерен ослаблять контроль над университетами

Анзор Музаев очень осторожно намекнул на возможные изменения в системе аккредитации вузов. Фото агентства «Москва»

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на круглом столе «Образовательная услуга: проблемы теории и практики», организованном Санкт-Петербургским госуниверситетом, рассказал, как будет трансформироваться система контроля и надзора за вузами. В очередной раз поговорили о возможной ликвидации процедуры аккредитации высших учебных заведений.

Напомним, что аккредитация учебного заведения – это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством. Как сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, его ведомство с 1 июля 2021 года станет иначе составлять план проверок вузов.

«В рамках нового подхода к контролю и надзору нами готовятся соответствующие нормативные правовые акты, в том числе предусматривающие использование технологий, позволяющих использовать весь массив информации о деятельности организаций без запроса документов.

Это сократит административную нагрузку на юридических лиц и уменьшит количество бумажной документации, представляемой в Рособрнадзор», – заявил, в частности, Музаев.

В результате предполагаемых мероприятий упростится процедура получения лицензии. Появятся «личные кабинеты» ректоров для обмена информацией, внутреннего мониторинга ситуации в вузе, оперативного принятия решений. И «возможен переход на бессрочную аккредитацию с периодическим подтверждением качества обучения». Последнее в этой связке преобразований самое интересное и самое важное.

Очень осторожно можно говорить о том, что, возможно, в этой весьма чувствительной сфере – аккредитация вузов – возобладал наконец-то рыночный подход. Если вуз сильный, дает качественное образование, сама жизнь толкает туда потенциальных абитуриентов.

Мало ли у нас аккредитованных вузов и даже университетов, которые по своему уровню находятся не выше колледжей средней руки? И в то же время общество не раз было свидетелем скандалов, когда лишались лицензии абсолютно востребованные, сильные и по педагогическому составу, и по учебным программам вузы, имеющие госаккредитацию.

Напомним, что два года назад здесь же, в Санкт-Петербурге, на заседании Ассоциации ведущих университетов РФ и ассоциации «Глобальные университеты» прозвучала резкая критика существующей системы аккредитации.

В частности, было отмечено, что в аккредитационные комиссии зачастую входят недостаточно подготовленные эксперты. Проверка носит чаще всего формальный характер. Отсутствие прозрачных и открытых методик для ее проведения не дает вузам возможности провести самоконтроль.

Закрытые системы без внятных правил – это прямой путь к коррупции.

Глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов, возглавлявший до Музаева Рособрнадзор, допускает возможность отмены процедуры аккредитации университетов и внедрения вместо нее оценки качества подготовки обучающихся.

«Что предлагается для обсуждения – уйти от выездных документарных проверок качества образования.

Возможно как идея – я очень аккуратно говорю – совершенствование той процедуры, которая называется аккредитацией», – осторожно и витиевато высказывается министр по поводу заявленной инициативы, но суть ясна.

Впрочем, Сергей Кравцов имеет в своем ведении всего лишь часть педагогических вузов страны. То есть, по мнению Кравцова, сейчас проверяют программы на соответствие стандартам, но «проверка бумаги» не настолько эффективна, чтобы оценить качество подготовки обучающихся в том или ином вузе.

Государственная аккредитация вузов себя изжила, и ее нужно отменить, а не делать бессрочной, заявил «НГ» общественный омбудсмен в сфере образования, член федерального политического совета Партии роста Амет Володарский.

Чтобы успокоить ректоров, в Рособрнадзоре занялись пересмотром существующей процедуры аккредитации, заявил он в беседе с «НГ». И во время законодательных битв Рособрнадзор признал, что аккредитация по многим параметрам повторяет лицензирование.

«Однако они поняли, что ректоры недовольны и будут бороться. Тогда они устроили переворот в рабочей группе правительства, убрав своих оппонентов. И придумали бессрочную аккредитацию, будто бы они услышали ректоров вузов», – отмечает Амет Володарский.

«Это – продолжение игры, некрасивой игры, которое ничего общего с развитием образования не имеет», – считает эксперт «НГ».

Собственно говоря, в 2020 пандемическом году плановые проверки вузов уже были приостановлены, контроль за исполнением предписаний проводился дистанционно и изменилась процедура лицензирования.

Также продолжаются разговоры о том, что университетская жизнь уже никогда не будет прежней. «Университет уже точно не будет прежним», – уверен ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.

Слишком многое открылось вузам за новый год.

Например, в вузах появилась «удаленная профессура», читающая лекции прямо из своих зарубежных кабинетов. Университеты теперь все чаще комбинируют дистанционный и очный формат занятий.

А онлайн-формат, в свою очередь, не укладывается в рамки тех критериев, по которым принимаются решения об аккредитации вузов.

Одним словом, дистанционное обучение, даже частичное, ломает существующую модель проверок.

Теперь Анзор Музаев говорит, что армия ревизоров его ведомства отправится с проверками в первую очередь в те образовательные организации, которые входят в зону риска. И проверять их будут «чаще, равно как и следить за соблюдением в них обязательных требований».

Вузы, по которым нет жалоб, занимающие высокие места в рейтингах, дополнительно проверять не будут, заявляет Музаев. При этом во время проверок «задействуют самый эффективный и объективный инструмент – выяснят, насколько хорошо усвоили студенты образовательные программы».

И при помощи специалистов ведущих вузов страны попытаются создать банк «верифицированных оценочных средств». То есть сильным вузам доверят проверку слабых.

В общем, Рособрнадзор управление проверками намерен продолжать. 

Источник: https://www.ng.ru/education/2021-02-03/8_8073_education1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.