Зачем подняли ндс

Содержание

Почему в России поднимут НДС в 2019 году

Зачем подняли ндс

Дмитрий Медведев, занимающий пост главы правительства, сообщил, что с 1.01.2019 процентная ставка НДС в России поднимется на 2%. То есть вместо 18% она теперь составит 20%. Предвидя поток вопросов, Медведев сразу обратил внимание, что существующие на данный момент налоговые льготы сохраняются. Это особенно важно в случае выпуска и ввоза продукции, имеющей большое социальное значение.

Финансовые аналитики отмечают, что поднятие НДС неизбежно приведет ко всплеску роста инфляции. Причем отрицательный эффект в первую очередь прочувствуют на себе простые граждане, которых заставят заплатить за такие налоговые инновации, проводимые российским правительством аккурат после выборов.

Что привело к росту НДС

А. Силуанов, занимающий пост вице-премьера, на своем выступлении месяц назад намекал, что налоговая система нуждается в шлифовке и оптимизации.

На тот момент одни подумали, что речь идет о повышении налога на доходы физлиц (НДФЛ), другие предположили – правительство подумывает о вводе налога на продажи.

Но на деле все оказалось куда более критично, так как в итоге собираются поднять ставку НДС в 2019 году до 20%.

Таким образом, экономика РФ доказывает свою цикличность. Ставка в 20% уже была в России, продержавшись до 2004. Но потом экономическое положение РФ улучшилось, в бюджет мощным потоком потекли нефтедоллары, так как стоимость черного золота была довольно высока, и правительство решило ослабить налоговую хватку, снизив НДС до 18%.

Выходит, что на данный момент бюджет опять страдает и недополучает, даже несмотря на то, что всех уверяют в стабильном экономическом росте.

Очевидно, что не спасает положение уже и сильно подросшая в цене нефть, раз государство вновь решило прибегнуть к увеличению процента по НДС.

Порадовало, что хотя бы товары социального предназначения продолжат реализовываться с льготными ставками, составляющими 0% и 10% – в зависимости от категории товара. Но вся прочая продукция и услуги неизбежно вырастут в цене.

Главной причиной, по которой правительство РФ поднимает процентную ставку НДС, назвали недостаток средств для выполнения указов Путина, которые он озвучил в мае. Кабинет Министров посчитал, что для их выполнения понадобится свыше 25 триллионов рублей, которые будут израсходованы на протяжении 6-летнего временного периода. На данный момент есть 17, то есть получается, что 8 трлн не хватает.

Силуанов сообщил, что в случае поднятия ставки НДС до 20%, дополнительная прибыль в бюджет составит свыше 600 млрд RUB за год. То есть более 1/3 средств, которых не хватает для реализации путинских указов, будет найдено таким путем. Правда, это не совсем так, о чем будет рассказано ниже.

Помимо того, аналитики отмечают, что поднятие НДС хорошо не только тем, что позволяет быстро получить солидный финансовый доход. Налог на добавленную стоимость еще очень легко администрируют и собирают.

Последствия поднятия налога на добавленную стоимость

Конечно, то, что правительство придумало такой простой и очевидный способ решить свои проблемы – это очень хорошо, но только не для простых граждан.

Проблема в том, что поднимут налог бизнесу, но он его платить не будет, так как, в свою очередь, увеличит цены на товары и тарифы на услуги.

То есть заплатит эти 2 процента простой потребитель, которому придется покупать продукцию и заказывать услуги по более высоким ценам.

Но неправильным будет думать, будто бизнес не пострадает. Конечно, он мгновенно почувствует поднятие НДС, так как товары станут менее конкурентоспособными, да и покупательная способность россиян снизится.

В Центре экономического прогнозирования смоделировали ситуацию с увеличением налога на добавленную стоимость и сделали вывод, что в первую очередь пострадает высокотехнологичная сфера России, а также машиностроительная, автопромышленная и строительная.

Оценивая ситуацию нельзя не вспомнить, что НДС выступает в роли ключевого налога при наполнении федерального бюджета. В прошлом 2017 году прибыль от НДС составила 5.1 трлн RUB, а это свыше 1/3 от всех средств, привлеченных в федеральный бюджет. Подняв НДС, Министерство финансов ждет еще большего увеличения прибыли, вот только получат ее с простых россиян.

Насколько же поднимутся цены? Тут единого мнения нет. В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) считают, что поднятие НДС приведет к росту цен в пределах 1 процентного пункта. Министерство финансов считает, что рост инфляции составит 1,5-4,5 процентных пункта, а С. Дубинин, в прошлом возглавляющий ЦБ РФ, считает – товары и услуги подорожают в пределах 2 процентных пунктов.

Однако тут нужно смотреть не только на цифры. Н. Мильчакова, занимающая пост заместителя главы аналитического отдела финансовой группы «Альпари», напоминает: «НДС – это налог на бедность.

Его увеличение всегда усиливает давление на те слои населения, которые больше всего нуждаются в защите».

Кроме того, в Альпари указывают, что поднятие НДС не решает проблему дефицита средств на финансирование майских указов в полном объеме, зато через повышение цен стимулирует рост нищеты со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Как и почему поднимали налог на добавленную стоимость – взгляд простого россиянина

Как известно, политика – это всегда компромисс. Кто-то и кому-то должен всегда идти на уступки, но не забывать своих целей.

Но в РФ политики не утруждают себя компромиссами, тут политика больше похожа на войну, где важно не уступить ни на пядь, чтобы выстоять и доказать всем, особенно враждебному Западу, что Россия не сдается и все в таком духе. Именно эту черту российских политиков на практике выявило решение поднять НДС.

При этом стоит отметить, что принятие такого решения отнюдь не было единогласным. К примеру, А. Кудрин, возглавляющий счетную палату, призывал сперва просчитать, к каким последствиям приведет активный поиск тех 8 трлн RUB, которых так не хватает, чтобы реализовать путинские указы, озвученные Президентом в мае текущего года.

Ирония заключается в том, что поднятие НДС вызовет как раз тот самый эффект, которого планируют не допустить, реализуя майские указы.

Действительно, если подумать, то для чего поднимают НДС? Чтобы получить недостающие 8 трлн, которые нужны, чтобы стимулировать экономику.

Но взамен увеличенный НДС будет оказывать противоположное действие, снизив покупательную способность граждан и спровоцировав рост цен. Получается, что впереди всех россиян ждет большое и светлое будущее, вот только по дороге к нему вполне можно умереть с голоду.

В связи с этим Кудрин внес инициативу, согласно которой дефицит должна была покрыть прибыль от продажи нефти, средства из резерва, а также увеличение объема заимствований. Но почему-то правительство решило все-таки действовать иным путем.

В чем же причина? Сложно сказать. На данный момент напрашивается вывод, что у власть имущих мужей просто сработал старый добрый рефлекс – зачем придумывать новое, когда есть действенное средство, способное дать нужный результат. Ну а какой ценой – это неважно.

Любопытно, что сначала было предложено не просто повысить НДС, но еще и устранить налоговые льготы. Так бюджет стал бы наполняться еще больше, но в какой-то момент кому-то все же пришла в голову мысль относительно того, а зачем же это все делается.

Ведь людям обещают улучшения, но сейчас подумали о том, чтобы спровоцировать рост цен на товары социального назначения, ухудшив положение социально незащищенных слоев населения.

Поэтому в итоге льготную ставку было решено не трогать, чтобы не создать парадокс с самой идеей майских указов.

Кроме того, важно обратить внимание, что рост налога на добавленную стоимость сопровождается снижением социальных взносов, которые упадут с 34% до 30. То есть, с одной стороны, бизнесу станет хуже, но, с другой стороны, лучше.

К тому же снижение социальных взносов должно стимулировать выход экономики из тени и снизить случаи, когда заработную плату раздают в конвертах. Конечно, утешение слабое, но все же лучше так, чем если бы просто подняли НДС.

Но получается, что расходы на социальные взносы придется частично компенсировать прибылями от поднятия НДС. Поэтому первоначальный расчет прибыли от НДС, когда его поднятие должно было более чем на 1/3 возместить недостающие 8 трлн, неверен. В лучшем случае поднятие НДС принесет за 6 лет лишь 1/4 от этой суммы, то есть 2 трлн.

Теперь возникает вопрос, а так ли нужны были эти 2 трлн рублей, чтобы ради них затевать поднятие НДС. И если да, то какие тогда другие меры, которые помогут найти еще 6 трлн. Похоже, что плана с комплексом мер никто не предлагал.

Или это пока неважно? Или уже «недостающие» 6 трлн – это мелочь, которая найдется само по себе? Или, что более вероятно, эти деньги собирают совсем не на «майские указы», а для каких-то других целей? В общем, в случае с поднятием НДС в 2019 году вопросов значительно больше, чем ответов на них.

Какие негативные последствия видны уже сегодня

Многие думают, что поскольку налог на добавленную стоимость поднимут только в 2019, то и проблем раньше ждать не стоит. Но это не так. Первые последствия видны уже сегодня.

Например, на последнем заседании Центробанка РФ было решено не понижать процентные ставки.

Почему? Ответ очевиден – в ЦБ РФ уже все прекрасно понимают, что поднятие НДС спровоцирует сильную инфляцию, поэтому ждать снижения процентных ставок в 2018 году уже не стоит.

В подтверждение этих слов стоит вспомнить слова Набиуллиной, которая на пресс-конференции ЦБ после объявления процентных ставок сообщила, что поднятие НДС уже с текущего момента провоцирует рост инфляции, которая будет весьма ощутимой в ближайшие 2 года. ЦБ закладывает в ожидания, что в 2018 инфляция будет на уровне 4%, в следующем 2019 – на уровне 4.5%, а уже в 2020 снизится снова к 3.5-4%.

Экономика под ударом

Ряд экономистов открыто выразили недоумение таким шагом правительства. С их слов, усиление налогового давления ни к чему хорошему не приведет, так как экономика и без того развивается с большим трудом. Парадокс в том, что правительство объясняет поднятием НДС как раз именно свое желание простимулировать экономическое развитие.

К. Тремасов, возглавляющий отдел аналитики Loko Invest, говорит: «Решение стимулировать экономику при помощи поднятия налогов – это крайне странный шаг.

Подобную логику действий иначе, как извращенной, не назвать, поскольку правительство, видимо, решило, что оно понимает, как эффективно распорядиться деньгами, чтобы увеличить капитализацию экономики.

Но мировой опыт показывает, что рынок в каждом случае более эффективен».

«Поднятие ставки налогов можно было оправдать, когда реальные доходы простых граждан росли. Но теперь, когда экономика находится в стагнации, а прибыль россиян снижается, поднятие НДС – это прямой удар по потребителям».

Почему не стоит ждать улучшений

Е. Коган, известный финансист, резко раскритиковал одновременное принятие двух очень непопулярных решений – поднятие НДС и повышение пенсионного возраста в России:

«Непонятно, что заставляет государство использовать сразу 2 опасные решения. Если существуют расчеты, как через 6-8 лет существенно поднять уровень жизни, повысив сейчас НДС и пенсионный возраст, то это еще куда ни шло. Но в том случае если правительство планирует собрать деньги, чтобы вложить их в какие-то свои проекты, то это ни в какие рамки не лезет».

Коган считает, что майские указы к текущим решениям не имеют никакого отношения, а правительство РФ просто собирается заняться инвестированием. И в связи с этим огромное значение имеет, куда именно оно вложит деньги.

«Если капитал направят на стимулирование предпринимательства, выплату субсидий, снижение налогового давления, то это даст мгновенный положительный результат.

Но если правительство намеренно снижает уровень жизни граждан, чтобы осуществить государственные вложения, то это неправильно.

К тому же тогда закономерно нужно задать вопрос о том, а кто стоит за этим перераспределением средств, кто решает, куда их вкладывать, и кто гарантирует, что в выигрыше не окажутся одни лишь приближенные к кормушке олигархи».

В качестве итога Коган говорит: «Увеличение НДС в 2019 году – это команда для инфляции и цен взлетать вверх.

Ну, и поскольку НДС – это фактически налог для бедняков, то и ударит он в первую очередь по незащищенным слоям населения, ради которых принимались те самые майские указы.

Не в этом ли парадокс? Вместо того, чтобы людям сейчас жилось хорошо, они должны пожертвовать собой в надежде хорошо жить потом. Даже звучит нелепо».

Источник: https://brokers-fx.ru/articles/pochemu-v-rossii-podnimut-nds-v-2019-godu

Почему увеличение НДС до 20% это не увеличение на 2%

Зачем подняли ндс

НДС — налог на добавочную стоимость. Когда бизнесмен покупает товар в одном месте и продает в другом с наценкой, он зарабатывает. Но помимо подоходного налога, разница между оптовой и розничной покупкой также подлежит обложению. Это и есть НДС.

Повышение НДС с 18% до 20% — правительственная мера, которая была принята летом 2018 года. Теперь разница будет увеличена на 2 процента. Но как это отражается на итоговой стоимости товара перед потребителем? Неужели рост будет лишь на 2%?

Ведь нагрузка на бизнес в итоге рано или поздно ложится нагрузкой на конечного покупателя. Бизнесмены не будут снижать своих доходов, иначе заниматься делом будет попросту невыгодно. Допускать такого нельзя, это чревато сокращение рабочих мест и общих налогов в казну.

НДС решили поднять, дабы повысить федеральный бюджет. Он идет и на оплату социальных расходов: пособия, ЖКХ, армия, стипендии и так далее. Дабы не сократить бюджет, есть два метода его баланса:

  • Либо повысить налоги
  • Либо вычеркнуть какой-то пункт расходов

Второе делать нельзя, иначе социальная сфера останется без денежной поддержки. Разумным вариантом остается повышение налогов. НДС выглядит более разумным, так как его тяжело скрыть, увести в серую бухгалтерию или просто избежать. Согласно подсчетам, эти 2 процента принесут стране 600 миллиардов рублей в год. Это хорошее подспорье для бюджета, но как оно отразится на гражданах?

Бизнес

Нагрузка на бизнес возрастает. Единственный возможный вариант — перекладывать оплату на потребителя, то есть, повышать цены. Тогда разница поможет вернуть баланс.

Но общие экономические условия таковы, что вести свое дело стало реально сложнее. Из этого следует, что средняя нагрузка на предпринимателей подрастет не на 2 процента, а на 8 – 10, в зависимости от отрасли работы.

Развивай свою финансовую грамотность, пройди обучение и научись управлять своими финансами

Закрытие предприятий приведут к повышению безработицы, но только в самом худшем сценарии. На практике, под НДС мало кто закрывается, ведь его платит потребитель. А закрытие бизнеса не выгодно и бюджету, так как это крупные налогоплательщики.

Цены на товары

Собственно говоря, возросшая нагрузка на бизнес — первая причина потенциального роста цен. И здесь значение действительно будет равно 2 процентам. К примеру, товар за 100 рублей будет стоить 102 рубля. Это еще приемлемо.

Но нужно понимать, как устроена современная система поставок в магазины. Напрямую, от производителя к покупателю не работает практически никто. Разве что сфера услуги и ручная работа. Традиционные сети продуктов питания устроены несколько сложнее.

Возьмем пример, скажем, сыр за 100 рублей. Особенно, если он иностранного производства:

  • Первая поставка — от завода до оптового продавца. Тут появляются первые 2%, которые уже повышают цену до 102
  • Теперь оптовик продает товар в магазин. Оптовая цена должна быть 102, но ведь есть еще и наценка оптовика. Тут стоимость может возрасти до 105 рублей
  • Следующий этап — продажа покупателю. Опять НДС в 2%. Теперь стоимость сыр составит уже 108 рублей

Таким образом, 2% превратились в 8%. И это уже более заметный показатель, в четыре раза превосходящий ожидаемый.

Но данный пример слишком упрощенный. На практике, наценка идет не на стоимость в процессе доставки до потребителя, а на возложенную наценку. Тем не менее, повышения цен на питание в районе 8 – 10 процентов более чем реально.

Позитивные моменты

Нельзя отрицать позитивного влияния НДС на бюджет страны. Расчеты общей собранной суммы за счет увеличения ставки на количество граждан показывают, что один россиянин, по сути, отдаст 360 рублей в месяц. Это не такая уж большая сумма и с этим можно жить.

Другие позитивные моменты в том, что под повышение попадают далеко не все товары:

  • Ставка на лекарства, детские товары, медицинские принадлежности, книги и базовые продукты питания — не изменяется и остается на тех же 10%
  • Лечение, транспорт пассажиров, обучение детей также не будут облагаться НДС

В итоге, реальный прирост может ожидаться только в бизнес – сфере, которая не производит продукты питания и прочие социально значимые товары.

Эти меры хороши тем, что на полки магазинов они не будут влиять негативно. Проблема в том, что под шумихой и негативным окрасом реформы, многие продавцы будут самостоятельно повышать цены, просто лишь для большего заработка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/news_hunter/pochemu-uvelichenie-nds-do-20-eto-ne-uvelichenie-na-2-5c3878a753ab1800aaa70ccb

Борис Грозовский. Заплати за Путина. Зачем в России повышают НДС

Зачем подняли ндс

Своих денег у государства нет, но есть свои расходы. Оплатить их должны все мы — на этот раз скинувшись по 4000 рублей с каждого

Технично заняв население футбольным чемпионатом, а экспертов — обсуждением пенсионной реформы, чиновники провели через Госдуму увеличение НДС с 18% до 20%. Закон принят, налог вырастет с января 2019 года.

Этот незатейливый способ повышения доходов федерального бюджета на 600–620 миллиардов рублей (или 4%) в год оказался чрезвычайно удобным. Население воюет с повышением пенсионного возраста и роста НДС почти не замечает, полагая, что этот налог платит не оно, а кто-то другой.

Бизнес доведен до состояния, когда «молчать в тряпочку» — лучший выход. Сопротивление бесполезно, остается расслабиться и делать вид, что получаешь удовольствие.

Между тем даже небольшой, казалось бы, рост НДС намного чувствительнее, чем может показаться на первый взгляд. Сделаем небольшие прикидки. Налог на добавленную стоимость собирается с конечного потребителя и возмещается производителям промежуточных товаров.

Торговый оборот в России в прошлом году составил 29,8 триллиона рублей. Льготы по НДС касаются не слишком большого числа товаров. Поэтому НДС в 2017-м дал федеральному бюджету 5,1 триллиона — ненамного меньше, чем если бы весь оборот торговли облагался по ставке 18%.

Это весьма существенная сумма — треть доходов федерального бюджета.

Увеличенный на 2 процентных пункта налог дал бы бюджету в условиях 2017 года около 570 миллиардов рублей, из чего с учетом инфляции за 2018–2019 годы и получаем оценку ожидаемой прибавки бюджетных доходов в будущем году: порядка 600–620 миллиардов рублей.

Если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас по 2000 рублей

Переведем эти миллиарды в понятные цифры. Оборот торговли, то есть объем покупаемых нами в розницу товаров и услуг в расчете на жителя России составляет почти 207 тысяч рублей в год, или около 17 250 рублей в месяц.

Два процента от этой суммы — без малого 4140 рублей в год, или 345 рублей в месяц. Это и есть сумма, которую получит федеральный бюджет в среднем с каждого отдельного жителя страны благодаря повышению НДС на два процентных пункта.

Насколько мы станем беднее? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить эту цифру с величиной потребительских расходов домохозяйств. По данным Росстата, в расчете на члена семьи потребительские расходы в IV квартале 2017 составляли в среднем в месяц около 20 тысяч рублей.

Значит, повышение НДС на 2% вынимает из семейных бюджетов примерно 1,7% денег, которые тратятся на потребление.

Аналогичную цифру каждый может ориентировочно рассчитать для себя самостоятельно. Например, если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас 2000 рублей в месяц, а если они вдвое ниже средней суммы — 170 рублей.

Повышение НДС — крайне несвоевременное решение. Российская экономика стагнирует уже скоро десять лет — с 2009 года. Население пережило резкий спад доходов в 2009-м и на рубеже 2014–2015 годов, с тех пор доходы не восстановились.

НДС, как налог на потребление, ударяет именно по нему. Это означает, что экономическая стагнация будет продолжаться. Собственно, правительственные прогнозы вполне честно это подтверждают.

Обычно в период слабого или отсутствующего экономического роста страны не повышают, а понижают налоги, чтобы подстегнуть экономику ростом потребительских расходов и облегчить населению и бизнесу прохождение кризиса.

Исключения связаны с высокой закредитованностью государств: если к моменту кризиса у правительства уже накопился высокий долг, то во время неурядиц ему приходится повышать налоги.

Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента

Но это совсем не наш случай. Российский госдолг крайне низок. Мы довольно долго могли бы финансировать госрасходы за счет небольшого увеличения долга.

Еще один способ решения проблемы нехватки денег в казне — чуть меньше копить в накопительных бюджетных фондах, повысив с 40 до 45 долларов за баррель цену нефти, сверх которой нефтегазовые доходы тратятся по особой процедуре.

Федеральный бюджет в этом году исполняется с солидным профицитом в 1–1,3% ВВП — если не хватает денег на что-то важное, можно было бы отказаться от профицита. Наконец, у российского бюджета есть гигантские резервы по сокращению неэффективных расходов.

Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента.

Как и шестью годами раньше, после инаугурации Владимир Путин рассказал о приоритетах своего очередного срока. Видимо, эти декларации власть воспринимает как плату за продление своих полномочий.

Но «своих» денег у государства нет, и внести эту плату должны все мы.

Благоприятная ситуация с бюджетом позволяет чиновникам думать о проектах, которые не дают экономике ничего, но имеют символическое значение. Вчера Путин поручил правительству подумать о перспективе строительства моста на Сахалин.

По первым прикидкам (в процессе работы смета всегда растет), его строительство может обойтись как раз примерно в ту сумму, которую даст за год повышение НДС. Так что можно считать, что мы скидываемся на мост. Экономического смысла соединять остров Сахалин с материком нет, но символическая победа, предмет для гордости — налицо.

Вопрос только в том, сколько еще население готово обменивать свои доходы на общенациональные проекты такого рода.

Sovfoto/UIG/East News

Предположим напоследок, что правительство России действительно попало в ситуацию, когда ему нужно увеличить расходы, а взять эти деньги невозможно ни в закромах, ни за счет госдолга, ни путем повышения эффективности расходов. Реальная ситуация далека от этой гипотетической как небо от земли, но предположим.

Какие налоги было бы наиболее целесообразно повысить в этом случае? Конечно, не НДС и не «налог на самозанятых». В целом налоговое бремя у нас не является ни чрезмерно высоким, ни чересчур низким. Есть страны, где через госбюджет перераспределяется намного больше нашего, а есть и такие, где намного меньше.

Другое дело, что российские госрасходы ужасающе неэффективны: они сконструированы так, чтобы приносить эффект не столько для «конечных потребителей» — граждан, сколько для распорядителей бюджетных средств и их друзей — государственных и частных компаний, помогающих «осваивать» бюджетные средства.

Крымский и сахалинский мосты — это для федерального бюджета расходы, а для компаний-подрядчиков — доходы.

При этом в России экстремально высокое неравенство. Как по доходам, так и (еще выше) по имуществу. Богатые у нас платят очень низкие налоги, при этом в большинстве случаев своим богатством они обязаны не предпринимательской смекалке, а знакомству с теми же распорядителями бюджетных средств.

У правительства было несколько способов сгладить это неравенство. Один из них — вместо НДС повысить ставку НДФЛ на высокие доходы. Это плохая мера — в первую очередь она ударила бы по городскому среднему классу.

Но есть способы увеличить налоговое бремя для самых богатых, «не трогая» средний класс. Для этого нужно увеличить налоги не на доходы, а на расходы. Только не на все расходы всех потребителей, как это делает НДС, а на демонстративно высокие расходы.

На сверхдорогую недвижимость, автомобили и яхты, ювелирку и т. п. И на сверхдорогое имущество (хотя такие налоги собрать труднее).

Сделано этого не было, и не слышно, чтобы подобные идеи обсуждались чиновниками. Это не удивительно.

Зачем сильно увеличивать налоговую нагрузку на себя и своих друзей, если можно чуть-чуть поднять налог, который платит все население? Зачем повышать налоги на миллиардеров, если можно ввести налог на самозанятых? Политический режим совершенно не заинтересован в том, чтобы ухудшать положение своей основной опоры, олигархо-бюрократической элиты.

Автократическая форма правления, утвердившаяся в России, позволяет держать на очень низком уровне налоги для самых богатых, и на вполне весомом — налоги для всех. Это реакция на годы при социализме (тогда приветствовалось равенство, а теперь каждый за себя).

Благодаря автократии государство снимает с себя прежние обязательства по поддержке образования, медицины, пенсионной системы, держит низкими налоги на богатых и очень высокими — расходы на силовиков, опору режима.

Такое положение дел в перспективе лишь увеличивает спрос на справедливость, на «левую» политику. Будущим демократическим лидерам придется сильно повышать налоги на богатство.

Это неизбежно, поскольку сегодняшняя экономическая политика с годами приведет к росту «левых» настроений. И это плохо: такие налоги дестимулируют экономический рост в будущем.

Так что повышение НДС — это не только продление экономической стагнации на неопределенный срок, но еще и заем у будущего: в качестве реакции на сегодняшнюю политику нам придется пойти на меры, которые будут тормозить развитие экономики и после нас.

Источник: https://snob.ru/entry/163723/

Правительство повысит НДС с 18 до 20%. Зачем это? Теперь все подорожает? Отвечаем на тревожные вопросы — Meduza

Зачем подняли ндс

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 14 июня объявил, что ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18 до 20%. Таким образом правительство планирует получить около двух триллионов рублей в течение шести лет. «Медуза» сформулировала тревожные (и не только) вопросы по этому поводу, а профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов на них ответил.

НДС — это, простите, вообще что такое? 

Представьте, что у нас есть завод, который производит табуретки. Для их изготовления нужна древесина, которую завод закупает у сторонней компании. Свой конечный товар, то есть табуретки, завод, естественно, будет продавать дороже, чем ему стоила древесина.

Именно с этой разницы, с так называемой добавленной стоимости, государство и берет этот налог — НДС. Платят его компании и предприниматели, но, в конечном счете, расплачивается за НДС потребитель, потому что налог входит в финальную цену [за товар].

Компании не могут позволить работать себе в убыток и закладывают в конечную стоимость все уплаченные налоги. 

С какого времени в России действует НДС? Он когда-нибудь уже повышался? 

В России НДС повышается впервые. Его ввели в 1992 году, он тогда составлял 28%, в 1994-м его снизили до 20%, а с 2004-го — до 18%.

Снижение налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе от НДС. Тогда собиралось где-то 60% от той базы, на которую рассчитывали налоговики.

Маловероятно, что сейчас компании снова начнут пользоваться этими схемами [ухода от НДС]: сейчас сложно что-то скрыть, фирмы давно раскрыли всю информацию о себе в плане налогов. 

Как повышение НДС скажется на гражданах? Цены вырастут? 

Теоретически повышение НДС на два процентных пункта влечет за собой ровно такое же увеличение цен. Но есть такая оценка аналитиков: стоимость товаров может подняться только где-то на 1%. Дело в том, что реальные доходы населения сейчас не растут, спрос на товары достаточно слабый.

В таких условиях резко повысить цены могут разве что монополисты. Впрочем, и для них это будет не так просто. Будет еще много разнообразных экономических действий со стороны Центробанка, Минфина, да и простых людей, которые, заметив подорожание, снизят потребление отдельных товаров.

Это не позволит магазинам существенно повышать цены.

Плюс есть товары, на которые распространяется нулевая ставка НДС — или он составляет 10%. В первую категорию входят, прежде всего, экспортные товары. Во вторую — товары для детей, книги, некоторые продукты питания, периодические печатные издания, лекарственные препараты. Эти ставки пока не пересматриваются, а значит, останутся без изменения и цены. 

Экономика как таковая вырастет?

Существует мнение, что любое повышение налогов приводит к снижению роста экономики. У меня другое мнение: экономики могут расти при очень высоких налогах.

Например, так было в США в 1950-60 годы. Тогда в Америке была прогрессивная шкала налогов, и самые богатые люди платили государству под 87%.

Это совершенно безумные цифры по нынешним временам, но экономика прекрасно себя чувствовала. 

В краткосрочной перспективе деловая активность после повышения налогов снижается. Компании и люди тратят меньше денег, уменьшается количество произведенных товаров и услуг.

А вот что произойдет в среднесрочной перспективе — от пяти лет и дальше — зависит от того, насколько успешно государство распоряжается полученными деньгами.

НДС сейчас повышают не просто так, а чтобы финансировать новый майский указ Владимира Путина [о развитии России до 2024 года; всего программа оценивается в восемь триллионов рублей].

Он подразумевает увеличение расходов на инфраструктуру, здравоохранение и образование, а это очень сильные драйверы экономики. Если в стране появятся хорошие дороги, автомобильные перевозки станут короче, а издержки снизятся. Если больше денег тратится на медицину, люди живут дольше и приносят пользу и себе, и стране.

Можно ли было найти деньги на выполнение президентского указа, не повышая налоги?

Рассматривались два способа. Первый — заем денег на рынке и вкладывание их в проекты, которые государство хотело бы реализовать. И это будет сделано. Второй способ, который в итоге отвергли, — изменение бюджетного правила. Оно вот в чем: наше государство благодаря налогам получает деньги с нефтегазовых компаний.

При росте цены на нефть они платят больше налогов. С 2017 года Минфин решил откладывать существенную часть этих денег в резервные фонды, и при цене нефти больше 40 долларов за баррель все доходы, собранные сверх этой суммы, откладываются на будущее — до возможных кризисных моментов.

Фактически это означает, что сейчас из экономики эти средства изымаются, на инвестиционные программы они не идут.

Можно было бы поменять это бюджетное правило, чтобы у Минфина оказалось больше свободных денег для вливаниях в экономику. Например, сделать «ставку» не 40 долларов за баррель, а 45. Повышение НДС на 2% и изменение бюджетного правила на пять долларов принесли бы еще больше: примерно 500-600 миллиардов рублей в год.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/06/14/pravitelstvo-povysit-nds-na-2-zachem-eto-teper-vse-podorozhaet

Как повышение НДС отразится на ценах, бюджете и экономике :: Экономика :: РБК

Зачем подняли ндс

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  • введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  • повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев.

Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».

Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки.

Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество.

Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Владимир Смирнов / ТАСС

Как вырастут цены

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году.

ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ.

Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:

  • подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  • повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
  • по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  • жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2019 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
  • рост НДС повлияет и на цены на бензин;  
  • подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.

Как рост НДС отразится на экономике

В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.

То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2019 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.

pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса.

По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.

Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/01/01/2019/5c1b70509a7947f14ddc7bd5

Что на самом деле значит повышение НДС

Зачем подняли ндс

НДС — это налог на добавленную стоимость. Если компания закупает дешевле, а продает дороже, то разница между покупкой и продажей считается добавленной стоимостью, с нее нужно платить налог.

Формально НДС — это налог для бизнеса. Но из-за особенностей начисления и уплаты фактически он ложится на конечного потребителя. Повышение НДС может повлиять на потребительские цены некоторых товаров и услуг.

НДС ввели в России в начале 90-х. Когда-то ставка была 28%, в 1994 году ее снизили до 20%, а в 2004 — до 18%. Ставка 20% у нас уже была.

НДС — основной налог федерального бюджета (не путать с региональным). НДС обеспечивает треть всех поступлений и находится на втором месте после нефтегазовых доходов.

https://www.youtube.com/watch?v=203e3yilHDc

Если очень упрощенно, то, когда мы платим НДС в цене товаров и услуг, мы все понемножку скидываемся на общие цели.

На первом месте в структуре бюджета всегда были нефтегазовые доходы. Еще есть резервные фонды: когда цена на нефть снизилась, какие-то программы финансировались за счет накоплений. Но этих запасов все меньше, а расходы сокращать нежелательно.

Нужно оплачивать социальные программы. Социальные программы — это, например, материнский капитал, льготная ипотека, федеральная программа благоустройства дворов.

Правительство рассчитало, что если НДС повысится до 20%, то бюджет получит дополнительные 620 млрд рублей в год, которые можно будет потратить на эти и другие программы.

В пересчете на одного жителя России это 360 рублей в месяц.

360 рублей в месяц

будет стоить одному россиянину повышение НДС до 20%

Другие варианты еще хуже. Когда денег не хватает, есть разные варианты их найти. Можно повысить НДФЛ, отменить льготы, ужесточить условия господдержки, отменить материнский капитал; можно вернуться к повышенной ставке страховых взносов или ввести налог с продаж. Любая из этих мер будет непопулярной.

Скорее всего, цены продолжат расти, но не только из-за НДС. НДС не повышали последние 14 лет, но цены все равно росли. Ключевая ставка ЦБ снижалась, но цены росли. Кредиты для предпринимателей становились доступнее, но цены росли. НДС на бензин весной не увеличивали, но он все равно подорожал. Цена на товар — сложная штука, и один НДС тут не решает.

В цене некоторых товаров вообще нет НДС. Например, если товар или услуга освобождены от этого налога или его законно не платят предприниматели. Но эти товары тоже подорожают, даже если закон не примут. Например, может вырасти аренда, зарплаты сотрудников или магазин просто захочет больше зарабатывать.

Подорожают дорогие товары. Например, автомобили: у них больше наценка в абсолютном выражении, поэтому и повышение НДС будет заметнее.

Льготную ставку сделают постоянной. С 2021 года взносы должны были повысить на 4 процентных пункта, но не повысят. Из-за этого бюджет недополучит 1 трлн рублей в год. Возврат к повышенной ставке сильно ударил бы по бизнесу: себестоимость товаров и услуг выросла и это отразилось бы на цене. Так что этот законопроект защищает и бизнес, и потребителей.

С высоких зарплат придется платить больше взносов. Если зарплата за год больше 1,021 млн рублей (это чуть больше 85 тысяч в месяц), с превышения на пенсионное страхование сейчас нужно платить 10%. Сейчас это так и работает, но взносы с превышения действовали только до 2020 года. Это условие предлагают сохранить бессрочно.

Но сравнивать налоговую нагрузку только по НДС некорректно.

  • В Канаде низкий НДС, но высокие тарифы страховых взносов.
  • Есть страны, где большую часть налоговых поступлений составляет НДС, а где-то — налог на доходы. Например, в США, Дании и Люксембурге большую часть налоговых поступлений в бюджет приносит именно НДФЛ. В Австрии и Германии — социальные платежи. А в Греции и Португалии — косвенные налоги, такие как НДС.
  • В Великобритании основная ставка НДС 20%, а максимальный НДФЛ — 45% (у нас обычная ставка 13%). В Италии НДС 22%, но налог на доходы составляет от 23 до 43%. При этом налог на прибыль у нас составляет 20%, а в Италии — до 38%.

Зато кредиты для бизнеса у нас с двузначными ставками, а в Европе — в несколько раз дешевле. Сравнивать налоговую нагрузку и экономическую ситуацию только по ставкам НДС нельзя. Мы можем платить за коммунальные услуги 3000 рублей в месяц, а в какой-то европейской стране эти же услуги стоят 300 евро, причем газ и воду приходится экономить, а мусор надо сортировать.

Это сложно. Мы живем в колоссально сложно устроенной системе, где в одном месте починил — в двух других сломалось. Проще считать, что повышение НДС — это никак. Надо жить дальше.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/fake-news/nds-20-18/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.