Заказчик образовательных услуг это

Как закупить образовательные услуги: пошаговая инструкция

Заказчик образовательных услуг это

Тендеры на образовательные услуги — это конкурентные закупки учебных программ для сотрудников госзаказчиков, госкомпаний. При проведении необходимо установить специальные требования к исполнителям.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Когда госзаказчики закупают обучение

Кадровики, бухгалтеры, специалисты по технике безопасности и охране труда и многие другие регулярно повышают квалификацию — без этого просто не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, поэтому госзаказчики постоянно проводят государственные закупки товаров и услуг обучения для своих сотрудников.
Сами государственные закупки осуществляют специалисты, имеющие необходимые квалификацию, знания и опыт в данной сфере. Контрактное законодательство обязывает покупателей создавать контрактную службу, если годовой объем закупок более 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). При меньших показателях необходимо назначать контрактного управляющего. Работники такой службы или управляющий должны иметь высшее или дополнительное профобразование в сфере госзакупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ).

Для проведения тендеров на обучение и образование покупатель создает закупочную комиссию в основном из лиц, которые повысили квалификацию или прошли переподготовку по госзакупкам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).

Выбираем способ определения поставщика

Образовательные услуги отсутствуют в аукционном Перечне, который утвержден Распоряжением Правительства №471-р от 21.03.2016, поэтому заказчик вправе выбрать любой способ определения поставщика:

  1. Открытый конкурс в эл. форме (ст. 54.1 44-ФЗ).
  2. Электронный аукцион (ст. 59 44-ФЗ).
  3. Запрос котировок в эл. форме при НМЦК до 500 000 рублей и соблюдении предела таких закупок от общего объема тендеров (82.1 44-ФЗ).
  4. Запрос предложений в эл. форме (ст. 83.1).
  5. Закупка у единственного поставщика, если сумма закупки не превышает 600 000 рублей, требования к предельному объему таких покупок соблюдены (ст. 93).

Закрытые способы используют, когда сведения из тендера секретны.

Заказчики часто приобретают обучение через аукционы. Здесь победителя определяют на основании одного критерия — цены контракта.

Услугу трудно объективно оценить только по стоимости, а ее характеристики в описании участники интерпретируют по-разному. Предпочтительнее в подобных случаях использовать открытый конкурс, т.к.

он предусматривает несколько критериев оценки. Цена здесь не всегда имеет решающее значение.

Постановление №1279 от 30.09.2019 разъясняет, включается ли закупка услуга обучения сотрудника в план-график: да, как и остальные закупки организации.

Обосновываем НМЦК

Расчет- обоснование закупки образовательных услуг проводят на основании ст. 22 44-ФЗ. Когда объем потребностей определить невозможно, п. 2 ст.

42 Закона о контрактной системе позволяет указать в извещении и документации максимальную стоимость и формулу расчета цены.

Там же указывают, что оплата по контракту производится по указанной цене, исходя из объема фактического обучения. Размер такой оплаты не превышает НМЦК.

Составляем ТЗ

Тендерную документацию на обучение составляют так, чтобы поставщики правильно истолковали все требования и критерии. В этом случае они смогут объективно рассчитать цену.

При подготовке технического задания к тендеру образовательных услуг учитывайте ряд нюансов, нарушение которых влечет за собой ограничение конкуренции и, как следствие, споры в ФАС:

  1. Учебные заведения сами определяют названия собственных учебных программ (№273-ФЗ от 29.12.2012), поэтому заказчик не вправе указывать в ТЗ точные наименования без особых предписаний.
  2. Количество часов рекомендуется указывать в диапазоне значений (например, минимальное или максимальное), а не конкретное, т.к. это ограничивает число участников.
  3. Выбор места для проведения занятий следует оставить за поставщиком. Заказчик указывает только населенный пункт, где конечные потребители смогут получить новые знания, или район. При очном или очно-заочном варианте обучения указывайте это, как и наименование объекта закупки, необходимое для обеспечения перехода на дистанционное обучение сотрудников. Например: дистанционное обучение по охране труда.
    Приобретаемые услуги описывают на основании образовательных стандартов. Например, повышение квалификации займет не меньше 16 часов, а переподготовка — более 250.

Место оказания услуг не указывается в приложении к лицензии. Это значит, что учебные заведения не ограничены по месту проведения занятий. Отклонение заявки на основании того, что адрес поставщика не совпадает с требованиями заказчика, не допустимо (Решение УФАС от 27.02.2020 по делу №44-1161/20).

Устанавливаем требования в документации

Образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 №273-ФЗ). В закупочной документации следует установить требование о наличии у поставщика образовательной лицензии. Такой документ не требуется только для индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги непосредственно. Используйте формулировку:

ФЗ-273 разъясняет, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ: лицензия на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Готовим контракт

Приказом Минтруда №797н от 29.10.2015 утвержден типовой контракт на оказание образовательных услуг, которым учреждения руководствуются при подготовке проекта документа.

Рассказываем, как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (если дистанционное не требуется):

  1. В раздел «Предмет контракта» включите уточнение в пункт, который разъясняет место учебы.
  2. В разделе «Взаимодействие сторон» уточните, обязан ли исполнитель предоставлять место для проживания учащихся.
  3. Уточните место и способ предоставления услуг в приложениях к контракту.

Заключение договора субподряда при закупке образовательных услуг по 44-ФЗ не запрещено (если иное не оговорено в контракте), поэтому место обучения не всегда совпадает с адресом победителя тендера.

Принимаем услуги

Приемка обучения проводится в соответствии с условиями контракта (раздел 4 типового контракта на обучение сотрудников). Здесь предусмотрено проведение экспертизы, создание приемной комиссии по желанию заказчика, составление акта сдачи-приемки в установленный срок.

После исполнения обязательств исполнитель предоставляет заказчику акт сверки взаиморасчетов.

Источник: https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-zakupit-obrazovatelnye-uslugi-poshagovaya-instruktsiya

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Заказчик образовательных услуг это

            Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов основными субъектами данного рынка.

Как на любом рынке, на рынке образовательных услуг имеются «свои»  производители, потребители, посредники.

Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа субъектов:

            – потребители – студенты, слушатели, непосредственно получающие образовательные услуги;

            – родители как покупатели, оплачивающие образовательные услуги и влияющие на выбор образовательного учреждения;

            – работодатели, которые заинтересованы в обновлении кадров организаций и в повышении квалификации сотрудников, осуществляющих оплату обучения своих сотрудников, а также служащие базой для прохождения производственной практики студентами;

            – государство – заказчик и потребитель, заинтересованный в формировании квалифицированной рабочей силы.

В качестве производителей образовательных услуг выступают юридические или физические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности: школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, различные учебные центры, бизнес-школы, бизнес-центры. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют на рынке образовательных услуг. Например, репетиторство по-прежнему актуально для учащихся в выпускных классах.

В последние годы активно внедряются на рынок образовательных услуг в качестве производителей коммерческие образовательные центры, прошедшие соответствующую аккредитацию и получившие лицензию на право ведения образовательной деятельности, предлагающие различного рода услуги дополнительного образования (краткосрочные курсы, семинары, индивидуальное консультирование). Устанавливая, как правило, достаточно низкую оплату за обучение, выдавая различные виды документов о прослушивании краткосрочных программ, учебные центры имеют возможность привлечь к себе достаточно большое количество слушателей, для которых невысокая стоимость, небольшой срок обучения и конечный документ – факторы, определяющие выбор.

Вопрос о потребителях образовательных услуг относится к разряду дискуссионных, понимание данного термина не столь просто и однозначно.

Наиболее распространенной является следующая классификация потребителей образовательных услуг: студенты, учащиеся, слушатели, и их родители; работодатели (коммерческие и некоммерческие организации) и государство.

            Представляется, что при таком расширенном понимании потребителей образовательных услуг, игнорируется одна из существенных характеристик этих услуг, а именно: неотделимость предоставления услуг от потребления.

      Например, потребители обучаются не «вообще», а в конкретном вузе. Именно с предоставляющим образовательную услугу вузом потребитель ассоциирует тот результат, который он получает или собирается получить.

Каждый вуз предоставляет уникальную, постоянно изменяющуюся образовательную программу, которую невозможно дублировать: набор дисциплин, уровень преподавания и методического обеспечения, комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и др.

Образовательная услуга отличается большой вовлеченностью самого потребителя в процесс её получения, что является основой для создания и развития долгосрочных партнерских отношений.

Однако сегодня можно говорить о возможности перехода от обучения в присутствии и под контролем преподавателя к дистанционному обучению, которое предусматривает ответственность самого студента за качество и результат обучения.

             Родителей студентов, на наш взгляд, некорректно рассматривать в качестве потребителей образовательных услуг.

Они представляют собой одну из контактных аудиторий, которая в той или иной степени может воздействовать на рыночное положение вуза и требует эффективной маркетинговой работы с ними, но не как с потребителями, а именно как с группой людей,  на лояльное отношение которых вуз может рассчитывать.

Большинство абитуриентов, согласно нашим данным, в нынешних условиях делают выбор в пользу того или иного вуза, руководствуясь мнением родителей так как:

Во-первых, профессиональные интересы школьника (сама профессия или форма получения образования) могут не соответствовать финансовым возможностям его родителей.

Во-вторых, интересы школьника могут не совпадать не только с представлением родителей о будущем своего ребенка, но и с их пониманием о перспективности выбираемой профессии, что весьма немаловажно, так как возможная смена профессии (при неправильном ее выборе) потребует новых затрат, в том числе и финансовых.

Это приводит к тому, что школьники и их родители, ориентирующиеся на разный подход к выбору профессии. Школьники – прежде всего исходя из своих интересов, родители – исходя из финансовых возможностей и своих представлений о будущем своего ребенка (в частности из своих представлений о будущем рынке труда).

В результате возможных несовпадений интересов детей и родителей. Необходима система привлечения абитуриентов – «профориентация» – однако в условиях платного обучения работа с потребителем образовательных услуг приобретает новые стороны.

Если раньше в учебное заведение можно было привлечь школьника второстепенными условиями (наличие спортивных секций), то сейчас (при существенности платы за обучение) в качестве потребителя образовательных услуг выступает «дуэт будущий студент – его родитель».

Родители рассматривают материальные вложения в образование детей как «вложение в будущее», как долгосрочные инвестиции, которые обеспечивают им и их детям будущее.

«Первое решение об инвестициях в образование принимается в 15 лет, когда подросток может либо пойти в колледж, техникум или училище, получить образование и уже примерно с 17-18 лет начать трудовую деятельность (зарабатывать деньги), либо поступить в вуз и начать зарабатывать с 22 лет».

Таким образом, пока студенты вузов учатся, заработная плата их ровесников, окончивших средние профессиональные учебные заведения, может постоянно расти с увеличением трудового опыта. С другой стороны, выпускники вузов имеют возможность получить более высокооплачиваемую работу.

С нашей точки зрения, именно такая быстрая отдача от инвестиций в образование является причиной конкурентоспособности образовательных услуг среднего профессионального учебного заведения  относительно высшего.

Обострение этой конкуренции, как и конкуренции между самими учреждениями среднего и начального профессионального образования, связано сегодня, главным образом, с демографической ситуацией. 

Являются ли непосредственными потребителями образовательных услуг вуза, работодатели? На наш взгляд, нет, так как они приобретают на данном рынке не образовательные услуги, а рабочую силу, оцениваемую с точки зрения компетенций.

Компетенции – это способности личности или организации применять знания, умения и личностные качества для результативной и успешной профессиональной деятельности, причем способности, наиболее востребованные сегодня и в перспективе [3, с. 3].

К основным профессиональным компетенциям относятся профессиональные знания, умения и навыки, способность к творчеству (в том числе умение принимать неординарные решения), дисциплинированность и ответственность, коммуникабельность и деловая этика.

Работодатель может выступать и в роли корпоративного клиента, когда организация оплачивает обучение своих сотрудников.

Весьма неоднозначна роль государства на рынке образовательных услуг. Оно выступает не только как гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона – заказчик и потребитель.

С одной стороны, государство формирует ассортимент образовательных услуг, устанавливает перечни программ обучения, разрабатывает образовательные стандарты для всех уравнивает обучение и проводит государственную аккредитацию учебных заведений, регламентирует условия поступления в вузы, т.е. определяет основные «правила игры».

С другой стороны, государство выступает как потребитель, является объектом маркетинговых усилий со стороны учебных заведений в борьбе за государственный заказ на подготовку специалистов определенной квалификации.

Выделим четыре основных изменения, произошедшие в политике государства относительно развития рынка образовательных услуг.  

1. Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу. Расширяется объем потребительского рынка услуг средней школы: демографический провал частично компенсируется большим сроком пребывания учеников в школе.

В их число теперь входят дети с 6 лет, которые ранее были потребителями услуг дошкольного образования, и те, кто при прежней модели школьного обучения уже в 17 лет становился студентом.

Так государственное регулирование образования перераспределяет целевую аудиторию потребителей услуг.

2. Введение единого государственного экзамена в качестве обязательного во всех образовательных учреждениях, дающих документы о полном среднем образовании.

Его социальный смысл в том, что происходит стандартизация образовательных услуг, у выпускников школ в сельской местности появляется больше возможностей для поступления в вузы, приём в них при системе ЕГЭ будет более объективным.

Хотя тестовый контроль знаний имеет ряд существенных недостатков, он распространён во всём мире.

3. Введение принципов Болонской декларации в России является одним из условий интеграции нашей страны в международное культурное пространство.

По этому международному документу системы образования различных государств должны строиться на общих началах, чтобы обеспечить гражданам свободное трудоустройство в любой точке мира, так как профессиональная подготовка приводится к единым стандартам. Диплом любого вуза, таким образом, становится «свободно конвертируемым».

С точки зрения маркетинга образования двухуровневая система высшей школы имеет несколько эффектов. Во-первых, она оптимизирует затраты на обучение (как личные, так и бюджетные).

Во-вторых, выпускники вузов как «некоммерческий продукт» образовательного учреждения скорее начинают производственную деятельность и пополняют быстро сокращающиеся в нашей стране трудовые ресурсы, что решает проблему старения кадров промышленных предприятий.

Наконец, ограничение количества претендентов в магистратуру, их отбор значимы с точки зрения повышения качества профессиональной подготовки, качества научной деятельности и повышения конкурентоспособности вуза.

4. Формирование университетских комплексов означает интеграцию образовательных учреждений и глобализацию на рынке образовательных услуг [1, с.14-15]. Создание крупных вузов в регионах способствуют региональному развитию. Объединение вузов становится причиной различных изменений.

Во-первых, они перестанут конкурировать между собой, но объединив свои усилия, не столько  конкурируют, сколько сотрудничают с вузами других регионов. Во-вторых, исчезнет проблема подготовки по пересекающимся специальностям.

В-третьих, объединение преподавательского состава, приведет к конкурсному отбору высококвалифицированных кадров. В-четвертых, на рынке исчезнет межвузовская конкуренция, что может привести к повышению стоимости обучения.

В-пятых, повысится качество образования в регионе по специальностям отраслевой направленности вуза, что приведет к привлечению потребителей из других регионов и уменьшению оттока потребителей своего региона.   

И наконец, в роли посредников на рынке образовательных услуг выступают фирмы по оказанию маркетинговых и юридических услуг, рекламные агентства, консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения, службы занятости.

Они накапливают, обрабатывают и предоставляют конечным пользователям информацию о рынке образовательных услуг, участвуют в продвижении услуг, формировании каналов сбыта, в финансировании и кредитовании как производителей, так и потребителей образовательных услуг.

Таким образом, рынок образовательных услуг является потребительским, поскольку потребителями являются личности, физические лица.

Такие услуги оказываются и организациям, юридическим лицам  как заказчикам профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.

Но в этом случае организация – это плательщик за образовательную услугу, а её получение происходит в процессе личного взаимодействия обучающегося работника с преподавательским составом вуза.

Литература:

1.  Захарова, И.В. Маркетинг образовательных услуг/ И.В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 172 с.

2. Конина, О.В. Управление маркетинговой деятельностью в системе высшего образования на современном этапе: монография. – Волгоград: ВолгГТУ,  2007. – 192 с.

3.  Олейник, Е.Г. Маркетинговые коммуникации в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных служащих: автореф… канд. экон. наук. – Москва, 2009. –  24с. 

4.  Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография. – Красноярс: Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 267 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/18/1845/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.