Запрет на использование летней резины зимой

Здравствуй, шина, Новый год: в России ужесточат требования к авторезине

Запрет на использование летней резины зимой

1 ноября 2020
20:01

«Не знаю, звезды так сошлись, пандемия повлияла или просто одновременно подошли все сроки, но этой осенью как из рога изобилия посыпались разные предложения по изменению Правил дорожного движения. Некоторые из них выдвигали отдельные депутаты, а целый ряд исходил от разных министерств и ведомств», — пишет в журнале «Профиль» Игорь Моржаретто.

Не так давно, в сентябре, ряд поправок предложил внести в ПДД Минтранс. По замыслу чиновников, должны значительно измениться правила парковки и стоянки, эксплуатации автобусов, появиться совершенно новая глава, описывающая права и обязанности владельцев СИМ (новый термин, объединяющий средства индивидуальной мобильности — разные там моноколеса, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и пр.).

А чуть позже эстафету подхватили в Министерстве внутренних дел. Для общественного обсуждения на regulation.gov.ru был опубликован разработанный в МВД проект поправок к Правилам дорожного движения.

Сейчас, как и положено по закону, проект отправился для доработки в правительство.

И, если он вступит в силу, появятся наказания для автовладельцев, которые ездят зимой на летней резине, а летом — на зимней, к тому же шипованной. Но обо всем подробно.

Итак, в МВД подготовили проект «Основного перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств» (это приложение к Правилам дорожного движения, кто не в курсе), в новой редакции.

Формально, как объяснили в МВД, документ приводится в соответствие с Техническим регламентом Таможенного союза о колесных транспортных средствах (ТР-ТС), принятым еще в далеком 2011 году (правда, с тех пор в документ неоднократно вносились изменения).

Опять же с формальной точки зрения документ этот должен был действовать на территории всех стран-участников Таможенного союза, но… реально носил лишь рекомендательный характер.

Потому что по нашим законам все его положения должны были быть продублированы в главном для всех водителей документе — Правилах дорожного движения, а наказания за нарушения — прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Чтобы это сделать, давно устаревший перечень условий и неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспорта, в министерстве решили обновить.

Сейчас в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС», 46 пунктов, сгруппированных в 7 разделов. В МВД хотят этот список расширить как минимум вдвое и, главное, уточнить формулировки.

Что предлагает МВД? Главное и самое важное новшество: запретить эксплуатировать автомобили с летними шинами зимой и с шипованными шинами летом. И записать, как и в Техническом регламенте.

То есть пока в перечне запрещено лишь использовать старые покрышки, если остаточная глубина рисунка протектора шин меньше минимально разрешенной (например, для легковых автомобилей для летних шин — не менее 1,6 мм, для зимних — 4 мм).

И в КоАП установлен даже специальный штраф для нарушителей — аж 500 рублей.

Правда, поймать этого самого нарушителя довольно сложно, наказание копеечное, и сотрудники ДПС не слишком часто проявляют служебное рвение в поисках авто с лысой резиной.

Другое дело, что (теоретически) после ДТП экспертиза (если ее назначат) может установить, что старая резина была одной из причин аварии, и тогда почетную обязанность возмещать ущерб «повесят» на «экономного» водителя.

Подобная практика, широко распространенная на Западе (например, в ФРГ такой пункт даже прописан в типовых правилах страхования), в России применяется крайне редко. Но это, думаю, вопрос времени: мы быстро учимся.

Теперь в ПДД впервые появляется запрет на нарушение правил сезонного использования автопокрышек: езда с июня по август на зимних шипованных шинах, с декабря по февраль — на летних.

При этом зимние шины должны быть обязательно установлены зимой на всех колесах автомобиля. И все должны быть или шипованными, или нет.

Варианты для особо экономных (типа «зимние шипованные на ведущих колесах, и нормально») не проходят. Так на безопасности экономить не надо.

Вообще, идея закрепить сезонное использование шин в правилах обсуждалась давно. Летние шины зимой, в мороз, становятся просто «стеклянными», и езда на таких колесах сродни фигурному катанию. Официально по этой причине в стране случается около 1,5 тысячи ДТП (или 1% от общего числа аварий), но на самом деле их число, видимо, гораздо больше.

Сколько автомобилей улетело на скользкой дороге в кювет? И какой процент из таких аварий остался неоформленным? Ну а летом действительно странно ездить на шипах, тем более что тормозной путь у автомобиля в таком случае увеличивается минимум в 1,5 раза.

Я уже не говорю о том, что шипы, которые всегда не полезны для асфальта, в жару для дорожного покрытия просто губительны.

Пару лет назад госкомпания «Автодор» предложила сократить разрешенный срок эксплуатации шипованных шин. На тот момент — установленный только в ТР-ТС. Не запретить, а только законодательно сократить до трех зимних месяцев. Понятно, что для этого потребовалось бы внести правки в законодательство.

Специалисты компании провели большое исследование и выяснили, что 90% ущерба российские дороги получают в зимний период. Особенно достается скоростным дорогам, где разрешенная скорость больше 90 км/ч.

Шипы в таком случае работают, как фреза, вспомните о колеях, которые образуются на наших трассах к началу весны, особенно в левом ряду, куда грузовикам путь заказан.

В госкомпании изучили мировой опыт применения шипов и их влияния на дороги. И что же? В абсолютном большинстве стран Европы (за исключением скандинавских) такие шины запрещены к использованию. Причины две.

Первая — они разрушают дороги; вторая — «выбитая» асфальтовая пыль очень плохо влияет и на людей, и на природу вдоль дорог. Результаты научной работы направили в Минтранс… И всё.

Если не считать волны негодования, поднятой некоторыми СМИ.

«Шипы хотят запретить, и это может привести к резкому всплеску аварийности», — примерно в таком ключе возмущались некоторые коллеги. Всё, тема пока закрыта, даже на уровне изучения и обсуждения.

Почему до сих пор у нас в правилах вообще нет требования по сезонности применения шин, как во всех соседних странах? Говорят, что эта норма вызывает сопротивление у водителей и владельцев тяжелых грузовиков и автобусов.

Уж очень дорогая зимняя резина для этой техники, стоимость одной покрышки может достигать 100 тыс. рублей, а их нужно 6, 8, а то и 12 штук! Именно поэтому «грузовые» шины, отходившие «полный круг», часто не выбрасывают, а восстанавливают.

И в проекте правила эксплуатации для восстановленных шин подробно расписаны (поэтому водителям-профессионалам советую ознакомиться со всеми положениями заблаговременно!).

Например, запрещено устанавливать восстановленные шины, если их возраст больше 7 лет. Или устанавливать шины с восстановленным протектором на переднюю ось.

Словом, для владельцев грузовиков и автобусов наступают непростые времена (в очередной раз).

Надеюсь, что это упростит жизнь нам, простым водителям легковушек, и не придется больше стоять у обледенелого подъема дороги, подняться по которому напрасно пытается тяжелая фура, лишь бешено и страшно при этом вращая колесами.

Кстати, в проекте документа есть примечание, что, по решению региональных властей, летний и зимний периоды использования шин могут быть изменены. Но только в сторону увеличения зимнего или летнего периода! (Так, кстати, и в техрегламенте записано.

) Это вполне разумно, поскольку страна у нас большая и продолжительность лета (но чаще зимы!) в Красноярске сильно отличается от Краснодара.

Правда, в таком случае не очень понятно, каким правилам следовать фуре, которая осенью везет арбузы из Астрахани в Архангельск… Шутка.

Итак, если эти нормы «пропишут» в Правилах дорожного движения, сотрудники ГИБДД получат право составлять на нарушителей протоколы и выписывать штрафы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Наказание пока не слишком серьезное — 500 рублей.

Это, конечно, ни о чем, тем более что «диагностируются» такие нарушения нелегко. Разве что организовывать время от времени рейды в разных регионах, а злостных нарушителей отправлять на штрафстоянку (такая возможность вообще-то по закону есть).

Несколько лет назад группа депутатов Госдумы предложила ввести штраф в размере 2 тыс. рублей за нарушение правил сезонности использования шин, но документ тогда не прошел.

Думаю, что в скором времени депутаты проявят очередную инициативу, раз такой пункт появится в ПДД, и понятно, в какую сторону они захотят изменить сумму штрафа.

Хотя, как мне кажется, более действенный вариант, к которому пришли в Германии и ряде других стран.

Там прописаны требования по сезонной замене шин, и даже существует штраф за невыполнение требований (небольшой, потому что администрируется нарушение сложно).

Но в договорах страхования отдельным пунктом записана ответственность водителя за ДТП, если он не по сезону «обут». То есть с большой вероятностью он будет признан виновным в любом случае со всеми вытекающими финансовыми последствиями.

А у нас проект изменений в правила прошел уже стадию общественного обсуждения и в положенный срок поступил в правительство. Так что вполне возможно, что изменения в ПДД могут вступить в силу уже с нового года. Но по-прежнему сезонная смена шин больше на совести самого водителя. И на его представлениях о безопасности.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2020/11/01/zdravstvuy-shina-novyy-god-v-rossii-uzhestochat-trebovaniya-k-avtorezine

Штраф за летнюю резину зимой. Что известно

Запрет на использование летней резины зимой

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», российским автомобилистам запрещено использовать летнюю резину с декабря по февраль, а зимнюю – с июня по август.

В зависимости от климатических особенностей региона власти могут накладывать дополнительные ограничения. Таким образом, в России эксплуатация летних шин зимой и наоборот запрещена законом.

Все требования к зимним шинам, включая остаточный размер протектора и маркировку, прописаны в этом документе.  

Что касается штрафа, то здесь ситуация вышла неоднозначная. Еще в 2016 году законодатели собирались взимать за вышеупомянутое правонарушение штраф в размере 2000 рублей. Однако тогда проект документа забраковали.

В этом году МВД подготовило проект поправок для изменения «перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». В нем прописано требование использовать шины строго по сезону. При выявлении нарушений сотрудники ГИБДД получают возможность выписывать штрафы в размере 500 рублей.

Правда, документ в этом году не был принят, так что выискивать нарушителей на летней резине в ГИБДД будут только следующей зимой. Тем не менее, настоятельно не рекомендуем вам ездить на летней резине в зимний период.

Почему нельзя ездить на летней резине зимой и наоборот

Современные летние шины не предназначены для эксплуатации при низких температурах. Состав резиновой смеси таков, что шина начинает попросту дубеть при температуре ниже минус 3 – 5°С, а на морозе она и вовсе трескается. Поэтому, езда на летней резине зимой попросту не безопасна.

« Коэффициент сцепления летней шины с зимними дорожными покрытиями снижается более чем в 2-2,5 раза. Это говорит о значительном, небезопасном увеличении остановочного пути автомобиля, о возможности срывов автомобиля в боковое скольжение, о потенциальных проблемах с тяговыми характеристиками и т.д.

»

Георгий Божедомов, менеджер по техническому маркетингу и обучению, Россия и СНГ, компания Pirelli

Есть показатели независимого сравнительного тестирования. Шипованные шины обеспечивают преимущество в эффективности торможения на льду более 90%. На снегу выигрывают до 18% по сравнению с летними покрышками.

При использовании зимних шин в летний период резко возрастает риск аквапланирования, ухудшается сцепление на мокром покрытии, замедляются реакции на рулевое управление, существенно снижается устойчивость автомобиля, по сравнению с летними шинами. В часто меняющихся летних погодных условиях зимние шины демонстрируют неважную управляемость. Резиновая смесь, которая используется в зимних шинах, мягче, чем в летних, и это особенно проявляется в теплый период года.

Формально российские автомобилисты должны «переобуваться» не позже декабря. И в этом вся сложность закона.

Сроки перехода с одного типа покрышек на другой невозможно точно установить для всей страны, поскольку климат в отдельных регионах страны вынудит автомобилистов ездить на шипованной резине по асфальту.

Если вводить разные сроки в соответствии с погодными условиями каждого субъекта РФ, то жители Сочи на летних покрышках, оказавшиеся в холодный период в Санкт-Петербурге, не должны будут формально получать штрафы. Тем не менее, они также создадут угрозу для других участников движения.

Самый верный способ – ориентироваться на погодные условия. Если среднесуточная температура воздуха ниже 4 градусов, пора «переобуваться». Если вы живете в теплом регионе, но намерены посетить холодный, также заранее подготовьтесь к поездке.

Можно ли покупать подержанную зимнюю резину

Шины – это высокотехнологичный продукт. Множественные составляющие – от внутренней армирующей структуры до резиновых смесей в различных ее частях – несут различные функции. Все это критически влияет на характеристики шин и, как следствие, на безопасность дорожного движения.

При покупке шин бывших в употреблении новый владелец, к сожалению, не может знать всей истории шин, и в итоге есть риск приобрести продукт со скрытым эксплуатационным браком. К тому же он не знает, как проводилось межсезонное хранение, соблюдались ли все условия, ведь это важный фактор, от которого могут зависеть свойства резиновой смеси.

Если нет, то при использовании может быть меньший коэффициент сцепления, появление трещин, вздутий и т.д. Внутренняя структура может дать дисбаланс, расслоение и множество других проблем.

« В нашем клубе мы исповедуем философию новых шин.

Ведь сцепление колес с дорогой – основа безопасности! Благо, сегодня на рынке существует масса вариантов доступных по цене моделей. Лучше взять новый недорогой комплект колес, чем именитый, но бывший в употреблении».
Важно при этом подбирать зимние колеса под тип своего автомобиля, а также опираться на климат региона, где вы будете передвигаться.

Вся информация о колесах содержится в маркировках. Обращайте внимание на нее при выборе шин. »

Анастасия Анисимова, руководитель клуба «Автоледи»

Кстати, с 15 декабря окончательно запретят продавать немаркированные шины. Процесс маркировки стартовал еще 1 ноября текущего года. Покрышки без маркировки, которые не успели реализовать до этого срока, также необходимо промаркировать. Сделать это можно будет до 1 марта 2021 года.

Хорошо ли вы знаете ПДД? Пройти тест

Источник: https://110KM.ru/art/shtraf-za-letnyuyu-rezinu-zimoy-chto-izvestno-132769.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.